22.01.2003

Белорусская оптовая компания "Хартия" осваивает новые виды деятельности



Продолжая успешно работать в сфере оптовой торговли, белорусская фирма "Хартия" освоила выпуск приправ и сегодня вплотную подошла к упаковочному производству. Реинжиниринг бизнес- и управленческих процессов, реструктуризация и освоение новых видов деятельности в рамках профильного направления - так формулирует стратегию компании заместитель генерального директора УП "Хартия" Сергей Грушевский.

Фирма "Хартия" появилась на белорусском рынке в 1995 г. и за 8 лет выросла в крупную компанию с собственным головным офисом в Минске площадью в 1.000 кв. м и складами на 12 тыс. кв. м. Создана разветвленная дилерская сеть на территории республики - на сегодня работают уже 12 филиалов. Общее число сотрудников приближается к 300, и они предлагают к продаже порядка 1.000 наименований разных видов продукции. По мнению экспертов, именно грамотный подход к созданию сбытовой сети позволил компании "набрать" более 2,5 тыс. клиентов; а число партнерских торговых точек перевалило за 5 тысяч.

"Хартия" является официальным представителем таких признанных белорусских предприятий, как ВКК "Витьба", ОАО "Коммунарка", СП ОАО "Спартак", ОАО "Красный мозырянин", УП Торговая компания "Алиса" (ТМ "Алиса"). В списке постоянных поставщиков - более 50 фирм, владельцев известных на просторах СНГ брэндов. Перечисляя наиболее крупные из них, брэндменеджер компании Татьяна Литвинова с гордостью называет "Корпорацию Быстров" (каши "Быстров", Москва), ООО "Харрис" СНГ (ТМ Dan Cake), компанию Kraft Foods (ТМ Alpen Gold, ТМ "Покров"), компанию "Ди-Эйч-Ви-С" (ТМ "Роллтон"), ООО "НиданФудс" ( ТМ "Моя семья", ТМ "Чемпион"), агропромышленное объединение "Макфа" (ТМ "Макфа") и др.

Замгендиректора компании по экономике и финансам С. Грушевский, оценивая ситуацию в сфере оптовой торговли продовольствием, отмечает, что своими конкурентами сегодня "Хартия" видит 4-5 белорусских компаний, сформировавших достаточно развитые дилерские сети. Отношения с ними, по его словам, складываются "джентльменские". А вот индивидуальные предприниматели, полагает он, работают не вполне корректно. Они могут не подтверждать происхождение товара, имеют право работать без кассово-суммируюших аппаратов. С. Грушевский признает, что сам институт ИП был необходим для активизации предпринимательской жилки в гражданах бывшего Союза. Но сегодня, по его мнению, правила игры должны быть изменены, с тем чтобы и индивидуальные предприниматели, и юридические лица были поставлены в равные условия.

Стоит отметить, что для крупного оптовика такая позиция вполне естественна. Но ведь главная проблема в том, что белорусские ИП, в отличие от своих российских коллег, все эти годы не имели возможности для развития и просто не готовы к переходу на более цивилизованные рельсы; более того, изменение правил игры для многих из них чревато потерей работы.

В 2000 г. обнаружив свободную нишу и оценив ее перспективность, "Хартия" открыла собственное производство специй под торговой маркой "Вкус мечты". Как отмечает Т. Литвинова, имеющееся оборудование позволяет выпускать до 200 т ежегодно. Производство было начато с 13 наименований самых ходовых специй, сегодня их ассортимент увеличен до 30; начат выпуск так называемых "приправок" (смеси, специально подобранные для разнообразных блюд). Их у "Хартии" уже более десятка. Перспективная задача, по словам Т. Литвиновой, - укрепление позиций на белорусском рынке и в будущем выход на рынки за пределами страны. Помимо специй, "Хартия" выпускает также орехи, семечки, чай.

Кроме того, как сообщил С. Грушевский, сейчас компания ведет детальную проработку еще одного направления - производства упаковки. Идея родилась в ходе визита генерального директора УП "Хартия" Сергея Черняка на одну из специализированных ярмарок в Познани (www.mtp.pl). Там и состоялось знакомство с польской компанией, уже почти 2 десятка лет лидирующей в этой области.

Для приобретения необходимого оборудования "Хартии" требуются средства. И фирма уже обратилась с заявкой в Белгазпромбанк с просьбой открыть кредитную линию Европейского банка реконструкции и развития. Эксперты компании отмечают: "Использование кредитной линии ЕБРР по развитию предприятий малого и среднего бизнеса очень выгодно, так как оборудование, ввозимое по кредитной линии этого банка, освобождается от уплаты НДС и таможенной пошлины, иностранная валюта, поступившая на счета юридических лиц и предпринимателей и направляемая на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам этого банка, освобождается от обязательной продажи".

Таким образом, УП "Хартия" может служить примером логичной экономической эволюции - по мере развития торговая деятельность дополняется собственным производством. И вся компания получает стимул для дальнейшего роста.

Белорусский рынок

Источник: ИАЦ "Информкондитер"