24.01.2003

Россия никак не хочет отказываться от собственных брендов "коньяк" и "шампанское"



Россия сохранит собственные бренды "коньяк" и "шампанское" для использования на внутреннем рынке. Об этом заявил министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, который добавил, что эта тема будет серьезно обсуждаться во время предстоящего визита главы российского правительства Михаила Касьянова во Францию. По словам министра, французы считают оба названия исключительно собственной географической торговой маркой и давно добиваются отказа России использовать ее не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

Этот вопрос имеет давнюю историю. Принятый в 1919 году французский "Винный кодекс" признает право называть "Шампанскими" только игристые вина, изготовленные в строго определенной зоне между городом Реймсом на севере и рекой Сеной на юге. В середине 30-х соответствующие законы были приняты и о коньячном производстве, притом исключительные права Франции на эти напитки, как и другие (арманьяк), были закреплены и международными патентами. Упомянутые напитки французы производили еще со средних веков, но попытки освоить их приготовление осуществлялись и в других странах, в частности в Америке и Китае. В начале XX века появилось и "русское шампанское" из крымского имения "Новый свет" князя Льва Голицына, правда, на внешний рынок оно поставлялось под именем "игристое вино". После революции на "авторские права" стали обращать гораздо меньше внимания. В СССР появилась марка "Советское шампанское". В Закавказье, а также в Молдавии и Дагестане было налажено производство собственных "коньячных вин". Такое нарушение законных прав производителей из провинций Шампань и Коньяк вызывало сильнейшие протесты Франции и осложняло отношения с этой страной.

В начале 80-х конфликт чуть утих, когда министры сельского хозяйства двух стран подписали протокол, согласно которому советское игристое вино не будет экспортироваться под названиями, включающими в себя слово "шампанское". Однако проблему прекращения внутреннего использования этого товарного знака отложили до лучших времен. Со стороны французов такая заминка была понятна: во времена "железного занавеса" им было практически невозможно прорваться на рынок СССР, к тому же из-за дороговизны их продукции они не получили бы там значительной доли. Ситуация изменилась после развала сначала СЭВ, а затем и СССР. Марку "советское шампанское" разделили между собой заводы игристых вин в РФ, Белоруссии и других новых независимых республиках, и некоторые из них, пользуясь наступившей неразберихой, стали вновь поставлять продукцию под этой маркой за рубеж. В какой-то степени этот экспорт бил по интересам французов, поскольку и в экс-республиках СССР, и в других бывших соцстранах стал появляться слой людей, которые могли бы быть потенциальными потребителями настоящего шампанского.

"Коньяки" бывших советских республик, которые, впрочем, постепенно переходят на слово "бренди", а также "советское" и зарегистрированное в РФ "Российское шампанское", во Франции также считают подделкой. Помимо прямого ущерба, наносящего серьезный моральный урон правообладателю "настоящих" марок из-за невысокого качества советских вин. С последним спорят российские виноделы, так как их игристая продукция не раз получала престижные международные призы, но факт в том, что они используют совсем другие сорта винограда и иную технологию, чем французы.

Что же касается "географических" приоритетов, французские производители давно наладили производство вин с использованием слова "шампанское" в Америке, и права провинции Шампань их в данном случае не волнуют. Тем не менее в законе "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров", который 25 октября прошел второе чтение в Госдуме РФ, появилась фраза (ст.7 п.5), которую можно трактовать как признание прав производителей "настоящих" шампанского и коньяка. Регистрация в РФ товарных знаков спиртных напитков, запатентованных в других странах и "производимых в границах географического объекта" этих стран, согласно этому документу, не допускается. Что автоматически означает конец и "Советского", и прочих отечественных шампанских, а также коньяков. Правда, этот закон еще предстоит окончательно принять, а это, вероятно, будет не так уж просто, с учетом немалых возможностей отечественного "алкогольного" лобби.

По информации РИА "РосБизнесКонсалтинг"

Источник: UNIPACK.RU