24.01.2003

МТС - самая агрессивная сотовая компания в Европе



Авторитетная международная аналитическая компания Pyramid Research включила российского сотового оператора "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) в пятерку сотовых операторов, "достойных пристального внимания в 2003 г. ".
Соседями МТС по пятерке самых перспективных операторов оказались британская Vodafone, американская T-Mobile, китайская China Unicom и южнокорейская SK Telecom. МТС попала в первую пятерку заслуженно - в минувшем году компания стала не только самым крупным оператором в Восточной и Центральной Европе, но и была самой быстрорастущей на континенте.

К концу 2002 г. абонентская база МТС достигла 6,7 млн человек, увеличившись за год более чем на 230%. Впрочем, у коллег по региону дела шли немногим хуже - вся пятерка крупнейших операторов региона состоит исключительно из российских и польских компаний. Второе и третье места делят "ВымпелКом" и польская PTC (торговая марка Era GSM) , а заключают список польские Plus и IDEA.

Лишь очень немногие операторы демонстрируют более высокие темпы роста, чем МТС, но у них при этом гораздо меньшая абонентская база. Так, количество абонентов нигерийской MTN Nigeria в прошлом году выросло с 170 000 до 975 000 человек. Это напоминает бурный рост абонентской базы МТС в 1999 - 2000 гг. , когда количество ее клиентов менее чем за год увеличилось с 307 000 до 1,19 млн.

Аналитики Pyramid Research высоко оценили и финансовые показатели МТС. Выручка компании в минувшем году превысила $1,2 млрд, прибыльность по показателю EBITDA оставалась на уровне 52%. "Мы хотели выделить тех операторов, что агрессивно инвестируют и проводят наиболее агрессивную маркетинговую политику, - говорит старший аналитик Pyramid Research Светлана Исаева. - Не преуменьшая заслуг "ВымпелКома", мы решили, что МТС - самый агрессивный оператор на этом рынке из всех трех национальных игроков (МТС, "ВымпелКом", "МегаФон". - "Ведомости") ".

По мнению Исаевой, у МТС достаточно большие возможности сохранить высокие темпы роста. В ноябре прошлого года компания запустила свой pre-paid продукт "Джинс" для низкодоходных абонентов, тогда как у "ВымпелКома" резерв для привлечения таких клиентов почти исчерпан - похожий продукт существует давно и большая часть абонентов уже используют систему предоплаты. По прогнозам Pyramid Research, количество абонентов мобильной связи в России к концу 2003 г. составит 27 млн человек против почти 18 млн в 2002 г. и МТС может претендовать на значительную долю от новых подключений.

В самой МТС считают, что попадание в пятерку самых перспективных - показатель высокого доверия инвесторов. "Когда в 1996 - 1997 гг. я ездил по Европе и Азии и видел многочисленную рекламу Vodafone или SK Telecom, надежды на то, что когда-нибудь российская компания встанет в один ряд с этими монстрами, были достаточно слабыми, - вспоминает первый вице-президент МТС Михаил Сусов. - А сегодня российский оператор объективно является одним из крупнейших сотовых операторов в Европе".

"Выбор МТС вполне закономерен, - считает ведущий аналитик компании "Телеком-Эксперт" Михаил Ратынский. - Россия становится заметной на мировом телекоммуникационном рынке, а в России сегодня ярче всех выступает МТС". По его мнению, бурный рост проникновения сотовой связи начинается после прохождения рубежа в 10% , а в начале этого года сотовый был у 12% россиян. Поскольку в Москве уровень проникновения приблизился к 50% , а в Санкт-Петербурге - к 35% , то в начавшемся году рост будет в основном за счет регионов.

В то же время Ратынский отмечает, что достигнуть столь же эффектных результатов в 2003 г. МТС будет непросто. "Помимо жесткой конкуренции продвижению МТС в регионы мешает отсутствие полных лицензий на четыре укрупненных лицензионных региона (Поволжье, Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток) , где МТС имеет лицензии и сети лишь в отдельных областях, республиках или краях, - говорит он. - К тому же таких крупных приобретений, как "Кубань-GSM", в 2003 г. ожидать не приходится".

"Возможно, Pyramid Research считает позиции МТС в регионах, где продолжается бурный рост, сильнее, чем позиции конкурентов, - говорит директор российского представительства Brunswick UBS Warburg Дмитрий Виноградов. - Однако концентрация на высокодоходных абонентах, по-моему, слабый аргумент, так как рост идет за счет массового рынка".

КТО ЕЩЕ ВОШЕЛ В ПЯТЕРКУ: Британский Vodafone возглавил "Пятерку операторов, достойных пристального внимания" как "здоровый и голодный". В отличие от остальных западноевропейских операторов, английская компания избежала долгового бремени, поскольку оплачивала свои приобретения за счет эмиссии акций, а не наличными. В этом году аналитики ожидают дальнейшей экспансии компании на европейские рынки - в частности, в Швеции, Португалии, Голландии и Испании.

На 2-м месте - американская "дочка" Deutsche Telekom компания T-Mobile, демонстрировавшая в прошлом году самые высокие темпы роста в США. Единственная проблема в том, что до выхода на прибыльность компании остается не менее трех лет. На 3-м месте - один из крупнейших в мире операторов, китайский China Unicom, который одновременно строит сотовые сети двух разных стандартов - CDMA и GSM. SK Telecom попал в список как технологический лидер: крупнейший южнокорейский сотовый оператор первым внедряет новые технологии на базе CDMA.

Источник: Ведомости