27.01.2003

Хорошая новость о смерти



Глава итальянской семьи Аньелли и основатель концерна Fiat скончался накануне встречи клана, где должна была решиться судьба компании. Теперь итальянцы ждут радикальных перемен: Джанни Аньелли до последнего сопротивлялся разделу своей промышленной империи.
Как ни цинично это звучит, но фондовый рынок "обрадовался" новости. Если для большинства смерть Джанни Аньелли - это конец эпохи и повод для воспоминаний, то для акционеров Fiat - это надежда на радикальные перемены в управлении группой. Через несколько минут после печального известия бумаги Fiat подскочили в цене на 6,4% , но инвесторы справились с эмоциями: торги закрылись на цене $8,72 - на 1% дешевле, чем днем раньше.

Выделение Fiat Auto в самостоятельную структуру, допэмиссия акций и даже продажа автомобильного подразделения считаются наиболее рациональными путями спасения брэнда. Но почетный председатель совета директоров Джанни Аньелли был против раздела группы. Он не участвовал в оперативном управлении компанией с 1996 г. , но ни одно важное решение не принималось без его одобрения. Именно в пятницу на встрече всех членов семьи (Аньелли владеют 34% группы) должна была решиться участь автомобильного бизнеса. Встреча, естественно, не состоялась.

Для нескольких поколений итальянцев Fiat был не промышленной компанией, а вечным национальным институтом. "Простые итальянцы просто не могли себе представить, что Fiat может быть признан несостоятельным или продан, - говорит Винченцо Боргомео, редактор информационного сервера Kataweb. - Это все равно, что продать часть Букингемского дворца".

Патриарх фиатовской династии стал для всей Италии символом послевоенного возрождения, но его смерть означает прощание с капитализмом старого образца. Хорошо защищенный протекционистской политикой бизнес Fiat был ориентирован прежде всего на Италию. Но группа оказалась слишком зависимой от внутреннего рынка, который она стремительно теряла. На пике своей славы в 60-е гг. Fiat контролировал до 70% итальянского рынка, в начале 90-х - 60% , а в 2001 г. - лишь 30%. Но, не желая выпускать из рук контроль над компанией, Аньелли упустил две возможности альянса с зарубежными автопроизводителями: в 1985 г. - с Ford, в 1990 г. - с Chrysler. Запоздалой реализацией идеи альянса стала сделка с General Motors в 1999 г. По условиям этого соглашения Fiat Auto продала GM 20% акций и получила право продать остальное после 2004 г. Исполнение этого опциона кажется теперь более вероятным, чем раньше.

Операционные убытки Fiat Auto в IV квартале 2002 г. составили около 200 млн евро. Убытки года - 1,4 млрд евро. За год группа одолжила около 3 млрд евро, а общая задолженность концерна - около 27 млрд евро. И это уже после увольнения 8100 человек и продажи некоторых активов. В декабре Fiat договорился о продаже банкам-кредиторам 51% финансового подразделения Fidis за 400 млн евро. Кроме того, компания продала 5,1% акций General Motors инвестиционному банку Merrill Lynch за $1,6 млрд. У группы еще остаются страховая компания Toro Assicurazioni, энергетическая компания Edison, гостиничная сеть Club Mediterranee и торговая сеть La Rinascente - результат многолетней экспансии Аньелли.

Теперь банки-кредиторы начнут играть большую роль в судьбе группы Fiat. Им будет психологически легче давить на владельцев, считает Джулио Брунетта, менеджер инвесткомпании Alpe Adria Gestioni. А Умберто Аньелли, 68-летний брат покойного главы семейства, не возражает против продажи Fiat Auto.

"Патриотичным" способом спасти компанию была бы продажа автоподразделения итальянцам. Роберто Коланинно и Эмилио Ньютти, входящие в число богатейших финансистов Италии, интересовались такой возможностью.

Источник: Ведомости