28.01.2003

Рост с дымком. Табачные компании ориентируются на средние цены



Российский табачный рынок постепенно возвращается к докризисному состоянию. Но если до 1998 года рост здесь происходил за счет слабой конкуренции и высоких цен, то сейчас табачникам помогает население. В этом году, по прогнозам участников рынка, существенное количество потребителей заменит дешевые марки сигарет на те что подороже. Именно в среднем ценовом сегменте табачники ожидают наиболее сильную конкурентную борьбу. Там же возможно появление новых марок.

По оценкам компании "Бизнес-Аналитика", за последние 3 года ежегодно в России выкуривалось 280-300 млрд сигарет. Но конкуренция на рынке увеличилась, и теперь компании пытаются перераспределить рынок. В прошлом году лидером рынка, по данным "Бизнес-Аналитики" стала Philip Morris (марки сигарет Parliament, Marlboro, L&M), которая занимает 23,8% рынка. Второе место держит JTInternational (марки Camel, Winston, "Петр I") - 15,3%. Следом за ней идет компания Gallaher (Sovereign, LD, Troika) - 14,1%.

И если количество выкуриваемых сигарет в России неизменно, то суммы денег, которые за них платят, варьируются. По оценкам Philip Morris, в докризисные годы рынок оценивался в $6,5 млрд. В прошлом году его стоимость была значительно ниже - $4,3 млрд. По словам управляющего директора Philip Morris в России Марка Дюрста, рынок еще не вернулся к докризисной стоимости из-за острой конкуренции между крупными игроками. "3 года рост цен на сигареты был меньше инфляции", - говорит г-н Дюрст.

Впрочем, по прогнозам компании, уже в этом году стоимость рынка может увеличиться до $5 млрд. Расти же она будет за счет роста покупательской способности. По данным "Бизнес-Аналитики", в прошлом году потребление уже сместилось из низких ценовых сегментов в средние. На долю сигарет без фильтра в начале 2002 года приходилось 23,7% рынка, в ноябре 2002 года - лишь 19,51%. А, например, средний сегмент (от 13 до 17 рублей) вырос с 12,7% в начале 2002 года до 15,1% к концу. Как считают аналитики, тенденция сохранится и в этом году. По мнению Марка Дюрста, сигареты без фильтра могут потерять около 4% рынка. Наиболее же существенно расширится средний ценовой сегмент, и, по мнению г-на Дюрста, основная борьба за потребителя развернется именно в нем.

Есть и другие изменения в потребительских предпочтениях: курильщики все чаще покупают "легкие" и "суперлегкие" сигареты. По словам управляющего по связям с общественностью JTInternational Андрея Ерина, доля "легких" сигарет в общих продажах среднего ценового сегмента выросла с 23% в 2000 году до 43% в 2002 году.

Несмотря на то что средний ценовой сегмент достаточно насыщен, по прогнозам компаний, в этом году именно здесь могут появиться новые марки сигарет. К примеру, JTInternational уже в феврале обновит "семью" марки "Петр I" - "Петр I" классический, мягкий, легкий и сверхлегкий. В Philip Morris намерены ввести новые бренды. "Возможно, что мы выведем новые марки в среднем ценовом сегменте и в сегменте ниже среднего", - говорит Марк Дюрст. "Филип Моррис" еще в прошлом году начал "наступление" на низкий ценовой сегмент. В октябре на рынок была выведена новая марка Next.

Несмотря на возможное появление новых брендов, снижение цен вряд ли произойдет. В JTInternational считают, что из-за введения новой ставки табачного акциза наиболее вероятен рост цен. Но с компанией не соглашаются представители ассоциации табачных дистрибьюторов "Грандтабак". Как считают в ассоциации, доля акциза в конечной цене табачной продукции составляет около 5%, сигареты же будут дорожать в основном из-за инфляции.

Доли табачных компаний на российском рынке (%)

Компания 2002 год 2001 год Изменения
Philip Morris 23,8 19,1 +4,7
JT International 15,3 14,8 +0,5
Gallaher 14,1 14,3 -0,2
BAT 13,8 13,6 +0,2
"Балканская звезда" 7,8 7,0 +0,8
"Донской табак" 7,7 10,7 -3,0
Imperial/Reemtsma 4,8 3,3 +1,5
Местные марки 11,8 15,9 -4,1
Другие 1,0 1,2 -0,3

По данным компании "Бизнес-Аналитика".

Источник: Известия