29.01.2003

Дружественный импорт. Европейским производителям проще быть китайцами



Северо-Западное таможенное управление обнародовало документ, который призывает таможенников к бдительности в отношении китайской одежды, обуви, игрушек и спортинвентаря. Их стоимость при таможенном оформлении, по данным СЗТУ, значительно занижается. Правда, китайцы тут ни при чем. По мнению аналитиков, в большинстве случаев за маркой "made in Сhina" прячутся западные производители.

В ближайшие месяцы таможенникам Северо-Запада придется строго следить за товарами китайского происхождения. В случае подозрений СЗТУ разрешило своим подчиненным даже брать пробы обуви и одежды - для того чтобы лабораторная экспертиза подтверждала, что товар действительно китайский. Как объяснили "Известиям" в СЗТУ, псевдокитайские товары в основном идут в страну через финскую и балтийские границы.

По мнению директора одного из департаментов консалтинговой компании BKG Анастасии Варечкиной, попытки изменить страну происхождения товара для того, чтобы минимизировать таможенные платежи, существовали всегда. На Северо-Западе, по ее мнению, проявляется две тенденции. В первом случае под пометкой "made in China" скрываются западные производители. Им выгоднее обозначить свой товар как китайский - для того, чтобы в декларации указать меньшую цену за единицу товара.

Другой способ, используемый также преимущественно западными компаниями, - "кривые логистические схемы". В этом случае товар действительно производится на территории КНР, однако завозится в Россию через поставщиков в Европе. По мнению генерального директора Российского союза кожевников Константина Яковлева, китайцы таким образом пытаются минимизировать издержки на таможенное оформление и транспортировку - везти товар из КНР менее выгодно. Строгие сибирские таможенники и цена транспортировки в Центральный регион в совокупности оказываются более затратными, чем перевозка груза по морю из Китая в Европу.

"Не менее 100 млн пар китайской обуви ввозится в страну нелегально, - говорит "Известиям" Константин Яковлев. - Это примерно 45-50% российского рынка обуви". По мнению аналитика компании UFG Алексея Кривошапко, дать оценку доли китайского ширпотреба на внутреннем рынке и вовсе невозможно - значительная часть товаров завозится нелегально, в обход таможни.

Появление псевдокитайских товаров на Северо-Западе - явление в общем-то закономерное. Пошлины на одежду и обувь достаточно высоки: они составляют от 15% от стоимости партии и выше. В большинстве случаев к этой ставке добавляются так называемая специфическая евросоставляющая (то есть фиксированная пошлина, к примеру, за каждую пару обуви) и налог на добавленную стоимость (20%). Поэтому производители продолжают искать любые, порой самые экзотичные, способы оптимизации своего бизнеса.

Источник: Известия