29.01.2003

От кефира - к йогурту. Новосибирские молокозаводы инвестируют в производство новых продуктов



Распробовав йогурты, новосибирцы разлюбили кефир и ряженку. Уловив изменения потребительских вкусов, местные переработчики молока наперегонки начали модернизировать свои заводы и устанавливать линии по выпуску новых, еще недавно экзотических видов продукции. Аналитики полагают, что усилия новосибирских компаний окупятся и они смогут отвоевать рынок у "пришлых" производителей.
На территории Новосибирской области работает 28 молокоперерабатывающих комбинатов и заводов. Крупнейшие из них - "Сибирское молоко", "Альбумин" и ОАО "Завод молочный "Новосибирский".

ОАО "Сибирское молоко" c 1998 г. входит в группу "Вимм-Билль-Данн". Объем переработки на предприятии в 2001 г. составил 80 000 т. Выручка от реализации - 798 млн руб. , чистая прибыль - 16 млн руб.

ОАО "Завод молочный "Новосибирский" - старейший молочный комбинат города, его первые производственные помещения были построены в 1924 г. Объем ежедневного выпуска молочной продукции - 80 т. Выручка за 2001 г. составила 80,7 млн руб. , убытки - 10,454 млн руб. В июне 2002 г. владельцем комбината стало СП "Нидан-Экофрукт".

ОАО "Альбумин" - самое молодое новосибирское предприятие по переработке молока - было введено в строй в 1988 г. Мощности комбината позволяют перерабатывать 600 т молока в сутки. Объем переработки молока в 2001 г. составил 15 000 т, выручка - 197 млн руб. , убытки - 2 млн руб.

Глубже переработка - больше прибыль.

"В последнее время наблюдается потеря интереса потребителей к традиционным молочным продуктам, - говорит консультант маркетингового агентства GfK Ольга Богоявленская, - спрос на жидкие кисломолочные продукты за последние 12 месяцев упал в Новосибирске на 14% ". В то же время, по данным GfK, рост местного рынка вязких йогуртов за последний год составил 17%.

"Вимм-Билль-Данн" раньше других новосибирских производителей уловил эту тенденцию и разработал новую программу модернизации "Сибирского молока": до 2005 г. в завод будет вложено более $32,6 млн. Часть инвестиций - $25,8 млн - направлена в основное и вспомогательное производства молочной продукции глубокой переработки (включая строительство дополнительного цеха) , еще $6,8 млн холдинг вложит в развитие сырьевой базы (приобретение в лизинг оборудования для хозяйств, создание молокоприемных пунктов и т. д. ). "До 2005 г. мы запустим несколько новых линий по выпуску вязких йогуртов, творожных десертов, глазированных сырков и молочных продуктов в ПЭТ-бутылке", - говорит Максим Новиков, руководитель службы маркетинга дирекции "Сибирь - Дальний Восток" компании "Вимм-Билль-Данн".

ВБД объявил о покупке новосибирского ЗАО "Сибирский сыр", территория которого прилегает к территории "Сибирского молока". За $2,6 млн "Вимм-Билль-Данн" получил современную складскую и холодильную базу "Сибирского сыра", что, как рассчитывают в ВБД, улучшит систему логистики холдинга.

Как прогнозируют в компании, инвестиции и новые приобретения позволят "Сибирскому молоку" к 2005 г. увеличить объем продаж в 1,7 раза, причем доля продукции, реализуемая за пределами Новосибирской области, будет увеличиваться. По словам генерального директора "Сибирского молока" Виктора Комасюка, завод намерен укрепить свои позиции на Дальнем Востоке и Урале. Сегодня до 75% выпущенной заводом продукции имеет короткий срок хранения и реализуется в Новосибирске, но с увеличением производства молочных продуктов глубокой переработки эта доля уменьшится. "Емкость новосибирского рынка молочных продуктов длительного хранения невелика, достаточно жесткая конкуренция и дальше будет усиливаться, но нас это не пугает", - говорит Новиков.

От сока - к молоку.

Новосибирская компания "Нидан-Экофрукт", выпускающая соки под маркой "Чемпион", решила повторить путь группы ВБД, начинавшей как производитель соков, а ныне ставшей и крупнейшим производителем молочных продуктов: в июне прошлого года "Нидан-Экофрукт" приобрела 72,1% акций ОАО "Завод молочный "Новосибирский". "Наш главный мотив - получение прибыли, так как мы считаем, что молочная отрасль сегодня очень перспективна, - говорит директор по продажам и маркетингу "Нидан-Экофрукта" Андрей Яновский. - Открытие нового направления не противоречит концепции компании как производителя продукции для здоровья".

По словам генерального директора "Новосибирского" Радислава Мархасина, новые владельцы планируют вложить в модернизацию предприятия не менее $10 млн в течение 2002 - 2004 гг. , при этом основные инвестиции будут направлены на развитие производства молочных продуктов глубокой переработки. "Само по себе обычное пастеризованное молоко уже не интересно. У рынка есть потребность в комбинированных продуктах, включающих как питательные, так и лечебно-профилактические свойства, в продуктах, имеющих удлиненный срок реализации", - говорит Мархасин.

К концу 2004 г. завод планирует довести объем ежедневного выпуска продукции до 250 т. Более половины продукции предприятие намерено продавать за пределами Новосибирской области. "Задача нашего проекта - расширение географии дистрибьюции. Мы планируем увеличить свое присутствие во всех регионах от Урала до Дальнего Востока", - отмечает Мархасин. По собственным оценкам, "Новосибирский" занимает около 30% городского рынка молочных продуктов. С увеличением объема производства предприятие намерено увеличить свою долю на рынке Новосибирска до 40%.

Скромные планы "Альбумина".

Гораздо скромнее выглядят инвестиционные планы "Альбумина", который приходит в себя после недавнего выхода из внешнего управления. Председатель совета директоров "Альбумина" Олег Торопкин ранее говорил о планах вложить в модернизацию комбината $1 млн из прибыли, хотя по итогам первого полугодия 2002 г. предприятие получило убытки.

Исполнительный директор "Альбумина" Борис Панов говорит, что главная задача сейчас - сделать все так, чтобы завод заработал: "Нам надо восстанавливать утраченные связи с поставщиками, загрузить работой персонал. А уже потом можно говорить о рентабельности и прогнозировать прибыль". О возможном участии ВБД в развитии "Альбумина" (холдинг владеет 40,6% акций комбината) Панов говорить не стал. В ВБД также отказались от каких-либо комментариев.

В шоколаде?

По мнению аналитиков, инвестиции новосибирских предприятий в производство молочных продуктов глубокой степени переработки выглядят перспективно.

"У ВБД есть неплохие шансы потеснить на новосибирском рынке иностранных производителей йогуртов, так как у этих компаний нет собственного производства в Сибири, - говорит Ольга Богоявленская из GfK. - Рынок молочных десертов тоже перспективен, о чем свидетельствует рост этого сегмента в европейской части страны".

Начальник управления пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области, член совета директоров "Сибирского молока" Виктор Шнейдер положительно оценивает возросшую активность новосибирских молочных заводов. "Безусловно, сегодня нужна процедура обновления технологического оборудования, я думаю, что инвестиции перспективны. У нас только "Альбумин" может сегодня переработать 600 - 700 т молока в сутки, а он принимает в лучшем случае от 80 до 120", - говорит Шнейдер.

Но иностранные производители, сегодня доминирующие на новосибирском рынке молочных продуктов с длительным сроком хранения, сохраняют спокойствие. "Мы ожидаем серьезную конкуренцию с местными производителями йогуртов, особенно в ценовой политике, но их планы нас не пугают, мы тоже развиваемся, и им придется нас все время догонять", - говорит PR-менеджер группы Danone Владимир Романцов. По его мнению, полностью вытеснить с новосибирского рынка продукцию Danone невозможно: "Это как сравнивать "Мерседес" и "десятку", у этих автомобилей тоже есть и колеса, и руль".



Источник: Ведомости