29.01.2003

Продавец правды. Марвин Бауэр оставил миру Фирму и легенды



На сотом году жизни умер Марвин Бауэр, отец-основатель консалтинговой фирмы McKinsey, которую за ее влиятельность, глобальный охват и, прямо скажем, клановость нередко сравнивают с орденом иезуитов. Целый сектор бизнеса - управленческий консалтинг - тоже обязан своим существованием Бауэру. Он первым понял, что суровую правду можно продавать руководителям дороже, чем лесть.
Основанная Бауэром фирма (он называл ее только "фирма", ни в коем случае не "компания") на его глазах выросла до транснациональных масштабов. Сегодня, как утверждают в McKinsey, услугами ее консультантов пользуются две трети крупнейших мировых компаний и правительства самых разных стран. Среди ее клиентов Shell, International Business Machines, Банк Англии, BBC, ICI и Pepsi-Cola, правительства Ватикана и Южной Кореи, а также два президента США.

Бауэр начал заниматься управленческим консалтингом, когда он только-только зарождался. В 30-е гг. это называлось "разработка процессов управления" и зачастую работа специалиста сводилась всего лишь к определению оптимального графика использования рабочей силы, для чего специалист с секундомером замерял, сколько времени уходит у работника на каждую производственную операцию.

Бауэр, начинавший свою карьеру в качестве адвоката, первым понял, что компания, подобная McKinsey, может сформировать клиентскую базу и добиться желаемого положения на рынке лишь при одном условии - если она примет на вооружение нормы работы, бытовавшие в то время только в адвокатских конторах: на первом месте всегда должны быть интересы клиента, сотрудники должны обладать высоким уровнем компетентности, следовать строгой этике, а информация о клиентах должна быть строго конфиденциальной. Кроме того, общение с клиентом должно быть предельно откровенным. "Мы должны честно излагать клиенту положение вещей, представляющееся нам истинным".

Сам Бауэр говорил правду не раздумывая. Как-то раз шла встреча с важным клиентом - руководителем крупной компании, который постоянно перебивал говоривших. В конце концов Бауэр не выдержал, повернулся к нему и заявил: "Проблема вашей компании - вы сами! " В комнате повисло тягостное молчание. В результате McKinsey, конечно, пришлось распрощаться с этим клиентом, однако, как вспоминал позже один из коллег Бауэра, "Марвина это ничуть не беспокоило".

Бауэр брал на работу лучших из лучших, главным образом выпускников Гарвардской школы бизнеса. С теми из них, кто недотягивал до планки, он через некоторое время прощался. Те, кто его устраивал, оставались и получали долю в фирме. Сэр Джон Бэнэм, бывший генеральный директор Конфедерации британских промышленников, ныне занимающий пост руководителя Аудиторской комиссии, работал в McKinsey в 70-е гг. "Это целая сеть, - рассказывает он. - Во всем мире найдется совсем немного крупных городов, где бы я не мог снять трубку и сказать: завтра в четыре утра я буду в аэропорту, мне понадобится следующая информация. И я мог не сомневаться, что информация будет и что работа была проделана на самом высоком уровне. И естественно, когда с подобной просьбой обращались ко мне, я поступал так же".

Впрочем, за право быть услышанным Бауэру пришлось побороться. Он родился в городе Цинциннати, штат Огайо, в августе 1903 г. Его отец служил в окружном управлении специалистом по регистрации земельных угодий штата. В 1925 г. Марвин получил диплом Университета Брауна в области экономики и психологии, а затем поступил в Гарвардскую школу права. Во время учебы в Гарварде он женился на однокласснице Хелен Маклафлин.

Получив диплом юриста, он хотел было устроиться на работу в юридическую фирму Jones, Day, однако не прошел по конкурсу и поступил в Гарвардскую школу бизнеса. Там он продемонстрировал блестящие успехи и вошел в редсовет журнала Harvard Business Review. Все это позволило ему в конце концов получить место в Jones, Day, где он стал специализироваться на проблеме корпоративной реорганизации после дефолта компаний по облигациям.

Бауэру нравилось работать над решением задач подобного рода, но бумажную работу он не любил. Вскоре он обнаружил, что вполне в состоянии определить причину неуспеха любой компании, и стал думать о создании фирмы, которая работала бы по принципу юридической, но занималась проблемами управления и выступала независимым консультантом для топ-менеджеров разных компаний.

В 1933 г. Бауэр встретился с Джеймсом Маккинси, бывшим преподавателем Чикагского университета, основавшим к тому времени бухгалтерскую и инженерную компанию. Бауэр принял предложение Маккинси и согласился занять место третьего партнера в нью-йоркском офисе McKinsey. "Коллеги думали, что я сошел с ума, если из престижной юридической фирмы ухожу в неизвестную фирму на непонятную работу, - вспоминал позже Бауэр. - Однако я не сомневался, что мне подвернулась уникальная возможность".

В 1937 г. Маккинси заболел воспалением легких и умер. Оставшись без него, партнеры расстались, и Бауэр занялся созданием новой компании, оставив ей прежнее имя - отчасти в память о друге, а отчасти из других, менее возвышенных соображений. "Я помню, сколько проблем возникало у Маккинси из-за того, что компания носила его имя, - вспоминал Бауэр. - Клиенты нередко требовали, чтобы ими занимался только он сам. Я же не хотел, чтобы мне указывали, как и что мне делать, а потому не стал называть фирму Bower! " Чтобы сотрудникам фирмы, среди которых было много молодежи, было легче работать с солидными клиентами, Бауэр требовал от них строгого соблюдения того, что позже вошло в корпоративный лексикон как "дресс-код" - принятые в компании нормы одежды. Консультанты McKinsey были обязаны носить высокие носки, закрывавшие щиколотку, и шляпы: именно так одевались тогда топ-менеджеры и руководители компаний.

К началу 60-х мода заметно изменилась, и как-то раз сам Бауэр пришел в офис без шляпы. Один из молодых сотрудников обратился к руководителю отдела с вопросом, значит ли это, что теперь и они могут ходить без шляп. Однако недаром Бауэр учил своих подчиненных осторожности. "Я бы подождал месяца полтора, - ответил новичку старший консультант. - Это вполне может быть подвох".

Источник: Ведомости