31.01.2003

Рынок российской рекламы в 2002 году возрос на 51% и составил $2,680 млн. Таковы обнародованные 30 января оценки экспертов Российской ассоциации рекламных агентств.



Оценкой объема российского рынка рекламы в прошлом году занимались 11 экспертов Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА), включая президента РАРА Владимира Евстафьева.

  • Балабанов Алексей Владимирович, начальник отдела образовательных программ "РИП персонал";
  • Березкин Андрей Владимирович, генеральный директор "ЭСПАР - Аналитик";
  • Веселов Сергей Вячеславович, заместитель директора аналитического центра MS Video International;
  • Глейзер Лев, генеральный директор компании AdWatch;
  • Евстафьев Владимир Александрович, Президент РАРА;
  • Коломиец Виктор Петрович, профессор МГУ им. М.В Ломоносова;
  • Кулешов Михаил Владиславович, первый зам. Председателя правления ЗАО "Русская Медиагруппа";
  • Сиделев Петр, аналитик;
  • Тагиев Руслан Русланович, генеральный директор TNS Gallup AdFact;
  • Шиловский Павел, генеральный директор агентства "Кармен Медиа";
  • Цимблер Аркадий Абрамович, коммерческий директор радиостанции "Европа плюс".


Самый большой прирост рекламы, по словам участника экспертной группы, руководителя информационно-аналитического отдела группы компаний Video International Виктора Коломийца, продемонстрировала в прошлом году реклама, размещаемая в интернете и в кинотеатрах – на 83% (до $11 млн) и на 60% (до $8 млн) соответственно. Телевизионная реклама выросла на 76% – до $900 млн.

Вторая тенденция рынка телерекламы – рост цен. Если наименьшая стоимость одной минуты рекламы в августе 2001 года была $500, то сейчас она выросла до $935. Возросла и стоимость пункта рейтинга программ. Если в 2001 году в аудитории «18+» (18 лет и старше), пункт рейтинга стоил $335, то в 2002 – уже $520.

  Объем, млн.долл., 2001 Объем, млн.долл., 2002 Прирост, %
Телевидение 510* 900 76
Радио 70* 90 29
Пресса 470 600 28
в т.ч. газеты** 310 380 23
журналы 160 220 38
Наружная реклама 275 400 45
Direct marketing 110 170 55
Прочее, включая пр-во 340 520 53
в т.ч. Интернет 6* 11 83
в т.ч реклама в кинотеатрах 5* 8 60
ИТОГО 1775 2680 51


Третьей тенденцией стал активный рост телерекламы в регионах: процентное соотношение между рекламными бюджетами центральных и региональных каналов увеличилось. Так, если в 2001 году из $510 млн центральные каналы «брали» $410 млн, оставляя региональщикам $100 млн, то в прошлом году из $900 млн лишь $710 млн составили бюджеты центральных каналов, а региональных – уже $190 млн.

По оценкам Виктора Коломийца, связано это с ростом цен на телерекламу: рекламодатели сначали пошли на центральные каналы, а уже в третьем-четвертом кварталах перешли на региональные рынки. Как считают эксперты, рынок региональной рекламы будет увеличиваться.

Доля региональной рекламы по медиа в 2002 г., %

  2002
Телевидение 21
Радио 28
Пресса 24
Наружная реклама 40
Direct marketing 24
Прочее, включая пр-во 28


Заметно возрос и рынок наружной рекламы – на 45% до $400 млн. Количество щитов достигло 100 тысяч. Благодаря этому Россия заняла третье место в Европе, обойдя Францию по количеству щитов, однако по деньгам стоит пока на 4-5 месте. В целом же Россия впервые вошла в десятку крупнейших европейских рекламных рынков, наконец, обогнав Польшу.

По оценкам экспертного совета РАРА, в 2003 году медийная реклама может достичь показателей в $2,730 млн, в 2004-м – $3,430 млн, а в 2005 – $3,800 млн. «Реклама будет расти, но темпы роста будут уменьшаться, – прогнозирует Виктор Коломиец, – 15-20% прироста станут очень хорошей тенденцией».

Структура рекламного рынка России в 2002 году по медиа

  Объем затрат,млн.долл. Доля медиа на рынке, %
Телевидение 900 45
Радио 90 5
Газеты* 380 19
Журналы 220 11
Наружная реклама 400 20
ИТОГО 1990 100



Источник: Газета.RU