31.01.2003

Сетевой маркетинг окружает Москву. Oriflame и Avon будут делать косметику в России



Иностранные косметические компании одна за другой анонсируют планы по открытию собственного производства в России. Вслед за американской Avon о начале строительства завода в Подмосковье объявила шведская компания Oriflame.
Avon и Oriflame являются лидерами в области так называемого direct marketing (DM) - торговли косметикой, пищевыми добавками, посудой и другими товарами через сеть частных дистрибьюторов, которые зарабатывают путем вовлечения в этот бизнес новых продавцов. В ряде стран, в том числе и в России, DM-компании торгуют и в розницу. Ассоциация прямых продаж, в которую входят Amway, Avon, Herbalife International, Mary Kay, Oriflame, Zepter International и др. , оценивает российский рынок косметики в $3,9 млрд в год. На долю DM-компаний, работающих в России, приходится порядка 15% этой суммы.

Гендиректор российской "дочки" Oriflame Йохан Розенберг рассказал "Ведомостям, что весной этого года его компания приступит к строительству завода в Подмосковье. Он говорит, что это будет третий по счету и самый крупный по площади и объему производства собственный завод шведской компании. Сейчас примерно половина продукции под маркой Oriflame производится на ее собственных заводах в Польше и Индии, а остальное выпускается по заказу компании на сторонних предприятиях.

По словам Розенберга, в собственность его компании уже оформляется участок порядка 10 га, где помимо завода будет построен дистрибьюторский центр. Эту информацию "Ведомостям" подтвердили министр внешнеэкономических связей Московской области Тигран Караханов, а также Виталий Можаровский, партнер компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", которая обеспечивает юридическое сопровождение подмосковного проекта Oriflame. Назвать параметры проекта, в том числе размер инвестиций, в шведской компании отказались. Розенберг лишь утверждает, что речь идет о вложении десятков миллионов долларов. Предполагается, что Oriflame российского производства поступит в продажу уже в будущем году.

Тигран Караханов напоминает, что сейчас документы на долгосрочную аренду участка в 35 га в Наро-Фоминском районе Мособласти оформляет и главный конкурент Oriflame - американская компания Avon. По данным Караханова, весной 2003 г. на этом участке Avon планирует начать строительство завода стоимостью $30 млн. Получить первую продукцию, как и Oriflame, Avon рассчитывает в 2004 г. Исполнительный директор по финансовым вопросам Avon Виктор Бьюдет подтвердил "Ведомостям" эту информацию.

Проекты Oriflame и Avon в России очень похожи. Несмотря на то что в мире Avon значительно опережает Oriflame по объему продаж (годовые продажи американской компании составляют $6 млрд, а шведской - около $600 млн) , на российском рынке Oriflame и Avon идут рядом. По оценке Ассоциации прямых продаж, в России обе компании продают косметики примерно на $100 млн. По данным "КОМКОН", российские потребители декоративной косметики отдают Avon 2-е место среди всех фирм, а Oriflame - 3-е. Покупатели средств по уходу за кожей ставят Avon на 4-е место, а Oriflame - на 8-е, пропустив вперед продукцию российских компаний.

Обе компании, по словам их представителей, считают российский рынок одним из самых перспективных и рассчитывают, построив заводы, существенно снизить цены на свою продукцию. "Мы хотим увеличить долю России в нашем обороте и ради этого будем вести на этом рынке весьма агрессивную политику", - обещает Йохан Розенберг.

Это, кстати, беспокоит российских производителей косметики. Представители московской фабрики "Свобода" не раз признавались "Ведомостям", что опасаются конкуренции со стороны DM-компаний.

По данным "Ведомостей", еще один крупный игрок DM-рынка, американская Amway, собирается открыть офис в России и даже планирует организовать собственное производство. Однако представитель Amway Аня Здрада эту информацию пока не подтверждает.

Источник: Ведомости