03.02.2003

$100 млн на блокбастерах. Сборы от кинопроката выросли на 60%



Рынок кинопроката в России и странах СНГ за прошлый год вырос на 60% , превысив $100 млн. Эксперты предсказывают не менее внушительный рост и на этот год. Правда, сборы кинопрокатчиков будут расти главным образом за счет регионов.
По информации журнала "Кинобизнес сегодня", объединившего данные, полученные от компаний - дистрибьюторов кинофильмов, доходы от кинопроката в 2002 г. составили по СНГ $111,7 млн. На Россию, по оценке компании "Формула кино", пришлось около 80% этой суммы. По данным Министерства культуры, в 1999 г. сборы кинокартин в российском прокате составляли всего $17 млн.

Львиную долю доходов от проката в прошлом кинематографическом году (он традиционно продолжается с декабря по декабрь) обеспечили голливудские блокбастеры. Все показанные в кинотеатрах 42 фильма российского производства за год собрали вместе лишь $6,25 млн. Зато более $5 млн сборов в российском кинопрокате обеспечили три западных фильма: очередная серия приключений Джеймса Бонда "Умри, но не сейчас", "Гарри Поттер и философский камень" и первый фильм эпопеи "Властелин колец". По прогнозу экспертов журнала "Кинобизнес", в следующем году сборы в кинопрокате также увеличатся на 60 - 70%. "Во многом это будет происходить за счет резкого увеличения количества кинотеатров, в которых можно показывать зрелищные фильмы. Нам известно, например, о 50 проектах по созданию современных кинотеатров только в торговых комплексах", - рассказал "Ведомостям" представитель "Кинобизнеса".

Гендиректор компании "Инвесткинопроект", создающей сеть кинотеатров, Александр Тимофеев уверен в грандиозных перспективах российского рынка кинопоказа - его потенциальный объем он оценивает в $1 млрд. А вот Марала Чарыева, генеральный менеджер компании "Формула кино", оценивает перспективы рынка гораздо осторожнее. По ее мнению, рост киносборов в Москве в прошлом году был на уровне 20 - 40% , а вот в регионах он достигал 80%. В нынешнем году крупным компаниям нужно будет делать выбор - продолжать ли развитие сети кинотеатров в Москве, осваивать Подмосковье или идти в другие большие города, считает Чарыева.

За прошедший год количество современных экранов в кинотеатрах увеличилось на порядок не только за счет столицы, но и за счет регионов. Однако из-за этого медленнее стал расти показатель сборов на один экран. А значит, следует ожидать усиления конкуренции. "К нам уже поступают предложения купить кинотеатры, которые только недавно открылись. Многие решили, что кинопоказ - это простой бизнес, а через некоторое время выяснилось, что загрузка зала - всего 10% (расчетная для окупаемости - 30% ), потому что хромает репертуар, неправильно проведено зонирование мест в зале, неверно выбрана ценовая политика", - говорит Чарыева.

НАДЕЖДА НА СИКВЕЛЫ: Рост сборов от кинопроката в наступившем году, по мнению прокатчиков, подхлестнет беспрецедентное число выходящих на экраны сиквелов уже завоевавших популярность у зрителя картин. "Каро-премьер" в мае выпустит на экраны вторую часть "Матрицы", а к ноябрьским праздникам - третью. До конца года "Каро" рассчитывает выпустить в прокат третью часть "Властелина колец". Компания "Каскад" в июле выпускает третью часть фильма "Терминатор".

Источник: Ведомости