03.02.2003

"Серебряный жемчуг" вместо Aquarelle. "Торн" нашел замену болгарской зубной пасте



Болгарская парфюмерно-косметическая компания "СТС" расторгла контракт на продажу зубной пасты Aquarelle с российским дистрибьютором - компанией "Торн". Входящая в первую пятерку самых продаваемых зубных паст, Aquarelle занимает сейчас 9% российского рынка. Место Aquarelle в ассортименте "Торна" займет паста под брэндом "Серебряный жемчуг", принадлежащим самой дистрибьюторской компании.
СТС начала продажи Aquarelle в России в 1998 г. , сразу после начала финансового кризиса. Несмотря на отсутствие рекламы, паста быстро стала одним из бестселлеров, чему поспособствовало сходство тюбика с активно рекламируемой английской Aquafresh при относительной дешевизне (тюбик Aquarelle емкостью 75 мл стоит в три раза дешевле паст раскрученных западных марок). В 2000 г. Aquarelle заняла около 12% российского рынка зубной пасты. "Торн" выступала российским дистрибьютором Aquarelle с начала ее продаж в нашей стране.

В 2002 г. в России было продано зубной пасты на общую сумму $334,5 млн.

Если до 2000 г. включительно рыночные позиции Aquarelle быстро укреплялись, то в последние годы эта марка начала сдавать. К концу прошлого года, согласно данным AC Nielsen, доля рынка Aquarelle сократилась до 8,9% - по объему и до 7,4% - по стоимости. На этом фоне и был расторгнут контракт между производителем Aquarelle и ее дистрибьютором. "Торн" остается дистрибьютором выпускаемой СТС зубной пасты класса премиум Quatrodent.

Как сообщил "Ведомостям" высокопоставленный сотрудник болгарской компании, попросивший не называть его имени в печати, у СТС и "Торна" разошлись взгляды на дальнейшую судьбу марки. Георгий Пойдашев, генеральный директор "Торна", полагает, что марка исчерпала свой потенциал и активные вложения в рекламу и иные способы поддержки не имеют смысла. По его словам, "Торн" провел недавно пробную рекламную кампанию Aquarelle в Самаре (в этом городе, по словам Пойдашева, тестируется большинство рекламных кампаний страны). После проведения кампании уровень продаж Aquarelle в городе не увеличился: они росли только во время проведения акции. В этих условиях продвигать марку "Торну" показалось нецелесообразным.

Тем не менее в СТС считают, что Aquarelle сохраняет потенциал роста на российском рынке. По словам представителя болгарской компании, права на продажу этой зубной пасты будут переданы новым дистрибьюторам. СТС собирается начать рекламу Aquarelle в России и проводит тендер среди рекламных агентств (на рекламу пасты предполагается потратить около $1 млн). К концу года, утверждает руководитель СТС, Aquarelle должна, как минимум, сохранить нынешнюю долю рынка.

В прошлом году на Aquarelle приходилось примерно четверть объема продаж "Торна", но Пойдашев утверждает, что потеря прав на дистрибьюцию Aquarelle убытками компании не грозит. "Рано или поздно это должно было случиться", - говорит он. "Торн" займется выводом на рынок новой марки - "Серебряный жемчуг", расположенной в той же ценовой нише, что и Aquarelle. Новая паста выпускается на белорусском заводе "Модум", где сейчас делают другие пасты под брэндами "Торна" - "Лесной бальзам" и "32 жемчужины". Представители "Торна" рассчитывают, что "Серебряный жемчуг" сможет получить примерно ту же долю рынка, что занимает сейчас Aquarelle. "Вряд ли можно совершить такой прорыв", - считает президент Парфюмерно-косметической ассоциации России Владимир Салев. По его мнению, рынок зубных паст уже поделен и для отвоевания существенной доли на нем нужно предпринять "гигантские усилия".

"Не думаю, что продвигать зубную пасту с названием "Жемчуг" - это хорошая идея", - говорит брэнд-менеджер крупнейшего российского производителя зубной пасты компании "Невская косметика" (Санкт-Петербург) Светлана Кондарева. Петербургское предприятие выпускает зубную пасту "Новый жемчуг", входящую в тройку наиболее продаваемых в своей категории. "На рынке вслед за нашим "Новым жемчугом" появились зубные пасты "Морской жемчуг", "Классический жемчуг" и другие", - отмечает Кондарева.

Источник: Ведомости