03.02.2003

Не поехали. Сборка "Таврий" и "Славут" в Нижнем Новгороде приостановлена



Спрос на автомашины "Таврия" нижегородской сборки оказался почти нулевым: из опытной партии в 30 автомобилей за пять месяцев удалось продать лишь один. Нижегородский автосборочный завод прекратил производство до тех пор, пока не будет продана вся партия. Причины неудачи эксперты видят в затоваренности рынка и слишком высокой цене автомобиля.
Нижегородский автосборочный завод (НАЗ) в июле-августе 2002 г. собрал из поставленных "АвтоЗАЗ-Дэу" (Запорожье, Украина) крупных узлов 30 малолитражных автомобилей ЗАЗ-110207 "Таврия-нова" и ЗАЗ-110307 "Славута" и передал их на реализацию компании "Ока-Лада". В 2003 г. НАЗ планировал выпустить несколько тысяч машин и в дальнейшем освоить мелкоузловую сборку с использованием российских комплектующих. Лицензионный договор между НАЗом и "АвтоЗАЗ-Дэу" предусматривает возможность поставки до 10 000 машинокомплектов в год.

Как сообщил "Ведомостям" и. о. коммерческого директора ОАО "Ока-Лада" Вячеслав Краев, со времени поступления в продажу в сентябре 2002 г. "Таврий" и "Славут" удалось продать только одну машину. Первоначальную розничную цену в размере 120 000 руб. за "Таврию" и 125 000 руб. за "Славуту" дистрибьютор снизил до 84 900 руб. и 90 000 руб. соответственно. Краев считает, что цены нужно снизить еще на 25 - 30% , чтобы продажи пошли, и не исключил, что НАЗ может пойти на это.

Но генеральный директор НАЗа Лилия Стадник сказала "Ведомостям", что снижать отпускную цену завод больше не будет и надеется с помощью "Оки-Лады" в ближайшее время все же распродать опытную партию, после чего начать переговоры с "АвтоЗАЗ-Дэу" о возможности возобновления поставок машинокомплектов по цене на 10 - 15% дешевле первой партии. Назвать прежнюю цену она отказалась, сославшись на коммерческую тайну.

Начальник пресс-службы "АвтоЗАЗ-Дэу" Евгений Косачев дал понять, что снижение цены машинокомплектов маловероятно. "Автомобили "Таврия" и "Славута" завод сейчас реализует с нулевой рентабельностью, чтобы обеспечить коллектив работой, а прибыль получает за счет корейских моделей", - сказал он. Косачев напомнил, что с НАЗом была договоренность о постепенном снижении цены за счет увеличения объемов сборки и российской комплектации. Российский рынок компания по-прежнему считает важным, хотя в прошлом году из проданных около 14 000 "Таврий" на Россию пришлась "незначительная часть", сказал он. К проблемам сбыта Косачев отнес "застой рынка" и отсутствие у компании в России генерального дистрибьютора.

Между тем другой нижегородский продавец автомобилей семейства "Таврия" - "Авангард-Авто" - считает, что можно продавать не менее 50 этих машин в месяц, если цена будет не выше 80 000 - 85 000 руб. за штуку. В июле 2002 г. "Авангард-Авто" получил пробную партию машин напрямую у "АвтоЗАЗ-Дэу", но пока удалось продать лишь две машины из семи, снизив цены со 105 000 - 115 000 до 85 000 - 95 000 руб. В феврале "Авангард-Авто" собирается понизить цены еще на 5000 руб. , при этом продажи будут рентабельными, считают в компании. По словам представителя "Авангард-Авто", отпускная цена у "АвтоЗАЗ-ДЭУ" и у НАЗа одинаковая, и они предпочитают работать с основным производителем.

Оба дилера считают качество автомобилей "Таврия" приемлемым и отсутствие интереса клиентов объясняют тем, что местные покупатели еще не знают эту марку. Специалисты НАЗа считают, что продажи не идут прежде всего из-за общего падения спроса на отечественные автомобили. "АвтоВАЗ" и ГАЗ остановили свои конвейеры легковых автомобилей, мы все вместе попали в одну и ту же ситуацию", - говорит Лилия Стадник.

Аналитик инвестиционной компании "Тройка Диалог" Андрей Кормилицын считает главными причинами слабого спроса на "Таврии" в России высокую цену и имидж не очень качественного продукта. По его мнению, $3000 - слишком дорого для автомобиля класса "Таврии". "Ода", "Классика", "Нива" - машины той же ценовой категории, но классом выше, с более устойчивым имиджем и развитой технической и дилерской сетью", - говорит аналитик. Он считает, что "Таврия" выиграла бы конкуренцию в одной ценовой нише с "Окой", но сейчас украинский автомобиль вдвое дороже. Кормилицын сомневается, что общее снижение спроса может быть проблемой для "нишевых" автомобилей (с объемом продаж несколько тысяч в год). "Спад на рынке повлиял бы, если речь идет о продаже 100 000", - сказал он.

ВМЕСТЕ ЛУЧШЕ.

Шесть крупнейших нижегородских дилеров ГАЗа - "ТСС-Авто", "БЦР-Нижегородец", "КитКар", "Луидор", "Автосервис-Центр" и "ТКЦ ГАЗ АТО" - решили объединиться в ассоциацию. Организацию предполагается зарегистрировать в марте, ее президентом станет гендиректор ООО "ТСС-Авто" Олег Космачев. Как сообщил "Ведомостям" заместитель гендиректора "БЦР-Нижегородец" Сергей Лимонников, объединение дилеров "первой руки" (получающих продукцию непосредственно с завода) проводится с целью развития дилерской сети в Нижегородской области и других регионах, продвижения автомобилей "ГАЗ" и увеличения их продаж.

Источник: Ведомости. Региональные выпуски