03.02.2003

Банки займутся маркетингом. 2003 год обещает стать годом повышенной маркетинговой активности финансовых институтов.



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Конкуренция банков на розничном рынке усиливается, и 2003 год обещает стать годом повышенной маркетинговой активности финансовых институтов. Правда, резкого роста рекламных затрат не ожидается, скорее банки будут осваивать новые маркетинговые стратегии.
"Потенциал роста корпоративного банковского бизнеса почти исчерпан, - говорит начальник отдела розничного бизнеса филиала "Северо-Западный" Гута-банка Игорь Топровер. - Клиенты поделены, ставки привлечения и размещения продолжают сближаться - маржа падает". По его словам, основной упор в ближайшем будущем банки будут делать на развитие комиссионного бизнеса, ориентированного прежде всего на массовый розничный рынок.

По мнению Натальи Николаевой, консультанта по финансовому маркетингу агентства "IQ-маркетинг ", финансовые институты отстают по уровню маркетинга от компаний - производителей товаров повседневного спроса на четыре-пять лет. Николаева считает, что банкам следовало бы освоить маркетинговые технологии, характерные для потребительского рынка, в частности рекламу в местах продаж, подготовку персонала для работы с розничными клиентами.

Эксперты отмечают, что финансовые институты готовятся предлагать частным клиентам расширенный спектр финансовых услуг: не только банковские, но и, например, страховые продукты.

"Многие формальные и неформальные банковские группы позиционируются или сообщают о планах позиционирования как финансовые супермаркеты", - говорит старший вице-президент Альфа-банка, управляющий петербургским филиалом Виталий Рябов. Альфа-банк намерен продвигать новую марку своего розничного бизнеса - "Альфа-банк Экспресс". Рябов видит основную проблему в том, чтобы грамотно сочетать ее со старым брэндом и не породить конфликта между ними.

"Активная маркетинговая политика, с одной стороны, и прогнозируемый рост цен на рекламном рынке, с другой стороны, предполагают увеличение рекламных бюджетов", - говорит Виталий Рябов. Однако, по его мнению, в Петербурге чрезмерно резкого роста этих бюджетов все же не произойдет.

Президент клуба рекламодателей Валерий Долбежкин также полагает, что рекламные бюджеты банков будут расти медленнее, чем рекламный рынок в целом.

По мнению Ирины Маляровой, советника по связям с общественностью председателя правления ПСБ, расходы банков на маркетинг и рекламу в 2003 г. увеличатся, как минимум, на 20%. "Впрочем, все зависит от амбиций того или иного финансового института", - говорит она.

"Я не предвижу резкого роста рекламных бюджетов банков Петербурга. Скорее изменятся подходы. Имиджевой рекламы станет меньше, упор будет сделан на рекламу и продвижение конкретных продуктов", - полагает Сергей Шубаев, заместитель управляющего Северо-Западного филиала ФК "НИКойл".

БАНКИ МЕНЯЮТ ИМЕНА.

Сразу два петербургских банка в 2003 г. меняют название. Уходит в прошлое брэнд "Петровский", его заменит "МДМ-банк Санкт-Петербург ". По словам председателя правления "МДМ-банка Санкт-Петербург " Ольги Казанской, программа поддержки нового брэнда уже разработана. "Учитывая тот факт, что у нас обслуживается около 40 000 корпоративных клиентов и более 2,5 млн частных лиц, программа будет комплексной. Для каждой категории клиентов предназначены разные маркетинговые шаги", - говорит Казанская, не раскрывая подробностей программы.

БалтОНЭКСИМбанк ждет официальной регистрации своего нового наименования - БалтИНВЕСТбанк. Масштабных рекламных кампаний в связи с этим не планируется. По словам представителя банка, "почти до каждого нашего клиента можно дойти ногами". Однако "БалтОНЭКСИМ" все же собирается провести "локальную" кампанию, совместив ее с продвижением новых услуг.

Источник: Ведомости. Региональные выпуски