04.02.2003

Торговые сети прощаются с брэндами. Розничные продуктовые магазины готовы идти в регионы.



Об этом заявили на своем бизнес-форуме руководители крупнейших сетей Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, они обрисовали тенденции развития наших розничных магазинов. Одна из них приятная – неминуемое снижение цен на продукты. Вторая неожиданная – время брэндов, оказывается, сочтено.

Вчера завершился бизнес-форум "Розничные технологии ведения войны на два фронта. Интенсивный рост на домашнем рынке и территориальная экспансия как комплексное решение для развития сети", организованный компанией BBPG. На нем выяснилось, что основной вопрос, который волнует руководителей розничных сетей, – когда и как идти в регионы, да и нужно ли это вообще. По мнению генерального директора торговой сети МosМаrt (объединилась с сетью магазинов «Седьмой континент») Эрика Блондо, о желании идти в регионы заявили многие розничные сети, но мало кто продвинулся дальше своих слов.
По оценке Эрика Блондо, в Европе нет таких возможностей, как в России, развивать свои сети, поскольку мало крупных городов. В России же 13 городов-миллионников.

По мнению Блондо, пятерка лучших российских дистрибуторов (к ним относятся, к примеру, «Пятерочка», «Копейка» и др.) уже готова идти в глубинку, хотя на внутренних рынках Москвы и Санкт-Петербурга «еще достаточно для них места».

Специалисты попросили Блондо сравнить российские розничные сети с польскими. Он сказал, что ситуация с поставщиками в России похожа на ту, что была в Польше пять-семь лет назад. По товарообороту – как в Польше было год назад. Блондо рассказал, то в Польше самая сильная конкурентная среда – туда пришли 13 крупнейших сетей мира, которые «убили национальные торговые ритейлерские фирмы». «Думаю, в России это не повторится», – сказал Блондо.

Основой же для конкуренции Блондо считает дисконтную систему. Удачным дискаунтером Блондо назвал «Ашан» и сказал, что MosMart планирует дойти до его уровня цен. При этом и все остальные дискаунтеры подтвердили, что снижение цен станет основой конкуренции розничных сетей.

Управляющий сбытовой сетью Санкт-Петербурга торговой сети «Пятерочка» Олег Высоцкий также считает, что розничные рынки Москвы и Санкт-Петербурга еще не насыщены. Высоцкий привел «Газете.Ru» статистику.

В Санкт-Петербурге сейчас около 80 магазинов, а для насыщения рынка их нужно 150–200. Москве же требуется в среднем 500 магазинов. До насыщения розничного продуктового рынка этих городов, по мнению дискаунтеров, осталось ждать не более двух лет. Правда, именно в эти два года, по прогнозам специалистов, не будет массового выхода дискаунтеров в регионы. Они пойдут туда через два года, насытив розничными сетями Москву и Санкт-Петербург.

Вице-президент по коммуникативной и брэндовой политике торговой сети «Пятерочка» Феликс Стетой тоже поделился со специалистами статистикой. По его данным, емкость рынка продуктов в Росии уже превышает $90 млрд. Правда, в Санкт-Петербурге лишь 30%, а в Москве – 60% розничного продовольственного рынка приходятся на организованную торговлю. Остальную долю занимают продуктовые рынки, киоски и бабушки. Доля торговых сетей в Москве – около 9%, в Санкт-Петербурге – около 3,5%.

Перед коллегами отчитался и генеральный директор сети «Копейка» Сергей Ломакин. Он рассказал, что в прошлом году «Копейка» долго искала инвестора. Рассматривались варианты иностранных инвестиций. Однако лучшее предложение «Копейке» сделал ЮКОС. «С его приходом мы получили стабильность. Департамент финансов перестал искать деньги. Теперь наш оборот $182 млн, объем продаж вырос на 70%», – рассказал Ломакин.

При этом Сергей Ломакин отметил, что «Копейка» уже сегодня готова продавать франшизу предпринимателям любых небольших городов в радиусе 200 км от Москвы. У сети уже есть три франчайзинговых магазина. Ломакин похвастался, что в течение двух месяцев эти магазины «вышли на бизнес-план» и затем превысили его на 60%.

Что касается ассортимента розничных сетей, то «Пятерочка», к примеру, не намерена расширять его.
Феликс Стетой развенчивает утверждение о том, что потребитель хочет много разных товаров. Стетой ссылается на исследования западных экспертов, которые утверждают, что французы потребляют порядка 1200 видов товаров, немцы – 750, а русские – 400.

Правда, по мнению наблюдателей, не известно, насколько западные эксперты изучили зависимость спроса россиян от скромности ассортимента, предлагаемого им российскими розничными сетями.

И еще одну любопытную тенденцию обрисовал Феликс Стетой. Он прогнозировал скорую смерть брэндов (хотя в России сейчас не делает брэнды разве что ленивый). В качестве примера Стетой привел Германию, где продукты продаются в прозрачной упаковке «с надписью пельмени и указанием производителя». По словам Стетого, брэнды – «опасное явление, поскольку они приводят к колоссальным издержкам и увеличивают конечную цену товара». Популярность же товара Стетой предложил измерять вовсе не популярностью брэнда: «Если у знакомых в холодильнике лежит то же, что и у вас, – это и есть показатель популярности товара».

Прогнозы г-на Стетого подтвердил и финансовый аналитик издательского дома «КоммерсантЪ» Дмитрий Корнилин. Он рассказал «Газете.Ru», что отказ от брэндов – общемировая тенденция. Хотя все брэнды, по мнению Корнилина, не исчезнут – некоторые из них сохранятся как символ особой элитности и престижности. «Как цены на «Жигули» не снижай, все равно останутся люди, которые будут ездить на «Мерседесах», – проиллюстрировал мысль Корнилин.

Гипермаркеты стремятся наращивать выпуск товара под собственным брэндом. Кроме того они все меньше импортируют товара и все больше общаются с отечественными поставщиками, что, по прогнозам финансового аналитика Дмитрия Корнилина, приведет к развитию отечественного агропромышленного комплекса.

Между тем специалисты по-разному отозвались о влиянии на рынок розничной торговли таких гипермаркетов, как Metro и «Ашан». Представители торговых сетей заявили «Газете.Ru», что от этих гигантов пострадали разве что «два-три сетевых близлежащих магазина». Однако, по мнению аналитиков, появление торговых гигантов вызвало «серьезную продуктовую войну» и кардинально «перевернуло ситуацию на рынке». По оценке аналитиков, гипермаркеты «оттянули» с оптовых продовольственных рынков существенную часть покупателей.

Источник: Газета.RU