05.02.2003

Бесчеловечное обращение с клиентами. На банковском рынке начинается бум на автоматизированные офисы



На банковском рынке зарождается новая мода: сразу несколько ведущих розничных банков собираются пригласить своих клиентов в автоматизированные офисы, которые обслуживают клиента без участия операциониста. Первым всех поразила российская "дочка" Ситибанка, установив банкоматы, с помощью которых можно внести деньги на счет. А БИН-банк пошел еще дальше - его автоматы позволяют депонировать наличные в режиме on-line.

"Сейчас достаточно много банков в России движутся в одном и том же направлении - работа над cash-in [автоматическим внесением наличных на счет]", - говорит директор департамента ритейла и маркетинга банка "УралСиб" Виктор Никитин.

В ноябре прошлого года Ситибанк открыл свой первый "офис самообслуживания" и с тех пор успел увеличить их число до 15 (10 из них расположены на автозаправках BP). В банкоматы Ситибанка можно положить купюры в конвертах, и они в тот же день (если деньги положены до 11 утра) или на следующий поступят на счет клиента. Кроме того, в этих офисах есть терминалы, позволяющие клиенту управлять своим счетом в Ситибанке через телефон и Интернет.

Вчера свой проект в области перевода клиентов на самообслуживание продемонстрировал БИН-банк. Его автоматы принимают не конверты с деньгами, как у Ситибанка, а непосредственно купюры. Это позволяет вносить наличные на счет в БИН-банке в режиме on-line. Положить на свой карточный счет наличные рубли, доллары или евро в купюрах любого номинала, сложенные в стопку в произвольном порядке. Купюры предварительно проверяются на подлинность, сортируются и пересчитываются. Подозрительные банкноты сразу возвращаются клиенту, после чего карточный счет пополняется на подсчитанную аппаратом сумму. Правда, пока пополнить можно только карточный счет, но БИН-банк обещает в ближайшее время распространить эту возможность и на все остальные счета, а к концу 2003 г. довести число автоматизированных офисов до 10.

Первый вице-президент БИН-банка Григорий Гусельников объясняет выбор банком такой технологии стремлением избежать возникновения конфликтов с клиентами: в конверте может оказаться меньше денег или фальшивая купюра и банку придется разбираться с клиентом, по чьей вине это произошло. Но менеджер по развитию сети отделений и банкоматов Ситибанка Сергей Ларченко сообщил "Ведомостям", что за два месяца работы автоматизированных офисов таких случаев не было. Ситибанк уже много лет ставит по всему миру банкоматы, которые принимают наличные в режиме of-line, и это устраивает клиентов.

Вместе с тем Ситибанк, по словам Ларченко, изучает спрос на автоматы on-line - сейчас подобный аппарат тестируется в Польше. По его словам, устройство, которое позволяет проверять на подлинность, сортировать купюры и считать сумму, стоит около $30 000 без НДС - примерно столько же, сколько банкоматы, принимающие наличные в конвертах. Поэтому, если тесты покажут, что такие машины нужны, Ситибанк будет их ставить, говорит Ларченко. Никитин из "УралСиба" считает, что большинство российских банков будут использовать аппараты, принимающие купюры в режиме on-line.

Представители других розничных банков сказали "Ведомостям", что также собираются в ближайшее время внедрить такую услугу. "УралСиб", по словам Никитина, планирует начать запуск автоматизированных офисов во второй половине этого года. А в офисах "Альфа Банк Экспресс", по словам сотрудника пресс-службы Альфа-банка, будут стоять банкоматы с возможностью депонировать средства в конвертах, как у "Сити". В Райффайзенбанке тоже планируют использовать банкоматы, принимающие наличные в режиме of-line.

Член правления, начальник управления по развитию розничного бизнеса Райффайзенбанка Александр Колошенко рассказал "Ведомостям", что с 2000 г. банк закупал банкоматы of-line, просто ее раньше не запускали. "Мы не хотели делать это просто ради имиджа. Мы это привязываем к активизации нашей кредитной программы, которая будет представлена весной. Мы откроем эту опцию в банкоматах, для того чтобы люди смогли комфортно погашать свою задолженность перед банком по кредитам через круглосуточный банкомат", - говорит Колошенко. БИН-банк пока потребительским кредитованием не занимается - здесь внедрение автоматизированных офисов объясняют необходимостью сокращения операционных расходов. "На Западе самое дорогое - это человеческий труд. У нас скоро будет то же самое", - считает Гусельников.

Источник: Ведомости