05.02.2003

Сомнительная ценность. Европейских производителей продуктов призывают к самокритике



БРЮССЕЛЬ - Европейский союз проявил заботу о желудках своих граждан. Он готовит пакет новых мер, которые запретили бы производителям продуктов питания чрезмерно увлекаться надписями на этикетках, превозносящими полезность того или иного продукта и тем самым вводящими в заблуждение потребителей.
"Я не собираюсь диктовать людям, как им питаться, - сказал Дэвид Бирн, комиссар Еврокомиссии по вопросам безопасности продуктов питания. - Но я хочу предоставить им адекватную информацию". На это направлен ряд законопроектов, предложенный Еврокомиссией в минувшую пятницу. В частности, предлагается запретить компаниям писать на этикетках фразы, внушающие покупателям мысль, будто данный продукт питания обладает чуть ли не лечебными свойствами.

Эти меры сразу же горячо приветствовали ассоциации по защите прав потребителей. По мнению Джима Мюррея, директора BEUC (Ассоциация европейских потребителей) , люди охотно верят вводящим в заблуждение этикеткам и нередко ограничивают свое меню в ущерб сбалансированному рациону наиболее "полезными" видами продуктов, видя в них магическое средство, обеспечивающее путь к здоровью.

У продовольственных компаний планы Еврокомиссии совершенно не вызывают энтузиазма. В свое время производители требовали введения единых норм маркировки продуктов в пределах ЕС. Однако теперь они забеспокоились, что регулирующие меры Еврокомиссии зайдут слишком далеко. В случае принятия законов под ударом окажутся все, в том числе самые успешные представители рынка. Nestle, например, больше не сможет утверждать, что ее йогурты "укрепляют естественные защитные силы организма". Будут запрещены также надписи типа "содержание жира понижено на 90% " (на деле это может означать, что процент жиров достаточно высок, но у потребителя складывается впечатление, что он покупает обезжиренный продукт). Европейская ассоциация производителей продуктов питания и напитков (CIAA) считает подобные планы неприемлемыми, так как производители имеют право делать утверждения общего характера, касающиеся пищевой ценности их продуктов.

Перечисленные запреты - лишь часть более масштабной кампании по оздоровлению рациона жителей Евросоюза. В частности, люди, страдающие аллергией, должны видеть на этикетках исчерпывающую информацию о товаре, которая помогла бы им избегать нежелательных продуктов. Для этого производители должны указывать даже минимальное содержание в продукте того или иного вещества, способного вызывать аллергию.

"Пищевая индустрия не заинтересована в том, чтобы вводить публику в заблуждение", - настаивает Бирн. Предлагаемые законопроекты должны еще получить одобрение других комиссаров Еврокомиссии, Европарламента и министров европейского правительства.

В этом году должно быть завершено масштабное исследование, посвященное изучению реакции потребителей на информацию, которую они видят на этикетках и упаковках. Исследование проводится по заказу Еврокомиссии: обнародование результатов может привести к коренному пересмотру требований ЕС к продуктовым компаниям. Возможно, всем им придется в обязательном порядке доводить до сведения покупателей детальную информацию о составе всех продуктов. Сейчас такое требование обязаны соблюдать только те компании, которые производят "здоровую пищу", однако многие другие производители печатают подобные сведения на упаковках добровольно.

Источник: Ведомости