06.02.2003

"Беломор" берет реванш. Новая система акцизов ориентирует производителей на дешевые папиросы



Введение с января 2003 года новой системы взимания акцизов на табачную продукцию может отразиться на наполняемости российского бюджета и заставить табачные компании выпускать больше дешевых сигарет. Таков итог конкуренции между российскими табачными фабриками и крупными иностранными инвесторами.

Раньше акциз с табачной продукции взимался в рублях за 1000 штук, а теперь на "комбинированной" основе — в рублях за 1000 штук плюс 5% от цены реализации производителем. Ясно, что при такой схеме чем дороже сигареты, тем больше денег производитель должен платить в бюджет. И в конечном итоге в выигрыше остается тот, кто выпускает более дешевую табачную продукцию.

В результате нововведения резко увеличится доля акциза в отпускной цене табачных изделий. Если раньше он составлял 3-9%, то теперь — 9-21%. И соответственно производители дорогих сигарет, вероятно, увеличат производство более дешевых марок (а значит, снизятся объемы соответствующих акцизных платежей). Во-вторых, они будут активно стремиться к снижению (на бумаге) выручки. То есть уменьшатся не только процентные акцизные, но и общие налоговые платежи в бюджет. И наконец, высвободившуюся нишу дорогих сигарет могут начать заполнять подделки и контрабанда.

Впрочем, в ассоциации производителей табачной продукции "Табакпром" не склонны драматизировать ситуацию. Как сообщила корреспонденту "НГ" заместитель генерального директора Галина Айсина, в "Табакпроме" рассчитывают, что российский бюджет только выиграет от нововведения. В то же время она призналась, что новая система взимания акцизов выполняет не только фискальную функцию, но и важную социальную роль, поддерживая производителей сравнительно дешевых сигарет и папирос. Иными словами, небольших региональных производителей.

Судя по всему, введение новой системы взимания акцизов стало отражением очередного витка жесткой конкуренции в табачной промышленности России. Теперь со щитом те, кто выпускает дешевые сигареты и папиросы, а на щите — производители сигарет класса "люкс". То есть иностранные инвесторы во главе с Japan Tobacco International, Philip Morris, Gallaher...

Именно в борьбе с иностранцами и состояла главная причина изменений в системе взимания акцизов с табачников. Как и автопромышленники, российские табачные фабрики активно и успешно лоббируют законодательную и исполнительную власти.

Источник: NG.RU