06.02.2003

Супермаркеты и рынки Москвы торгуют некачественными продуктами



Супермаркеты и рынки Москвы торгуют некачественными продуктами Некоторые столичные супермаркеты представляют собой лишь красивую оболочку для по-прежнему дикой торговли, полагают в управлении госинспекции по торговле и качеству товаров по Москве. Качество продаваемых в них продуктов ненамного выше качества продуктов с московских рынков

Руководитель госинспекции по торговле и качеству товаров по Москве Владимир Никитин заявил на пресс-конференции во вторник, что, несмотря на бурное развитие сети супермаркетов в Москве, процент продающихся в столице некачественных товаров за последние годы не изменился. Фактически, развитие цивилизованных форм торговли не оказывает решающего влияния на качество самих продуктов питания. Как сообщил Владимир Никитин, некачественный продукт можно с одинаковой вероятностью купить как в крупном сетевом супермаркете, так и на оптовом рынке. К таким выводам инспекция пришла, проведя ряд проверок и контрольных закупок по жалобам покупателей.

Владимир Никитин отметил, что в прошлом году госторгинспекция столкнулась с фактами продажи некачественных товаров в больших супермаркетах. В частности, большие претензии были предъявлены к сети "Рамстор". Однако, по словам г-на Никитина, после соответствующей работы недостатки в "Рамсторах" были устранены и качество продаваемых товаров значительно улучшилось. В настоящее время тоже самое происходит с сетью дискаунтеров "Пятерочка" — госторгинспекция получила огромное количество жалоб на качество товаров, продающихся в 58 магазинах этой сети. Проведенная проверка подтвердила жалобы покупателей. "На следующей неделе мы встретимся с руководством сети и наметим пути решения этой проблемы", — сказал Владимир Никитин. Продажей некачественных продуктов грешат и магазины сети Metro Cash & Carry.

Претензии к большинству супермаркетов сводятся, в основном, к тому, что магазины не проверяют поступающие к ним товары — отсутствует, так называемый, "входной контроль". На прилавки вполне могут попасть продукты с просроченным сроком годности, а также товары, на упаковке которых отсутствует полная информация для потребителей. Кроме того, магазины не соблюдают температурный режим хранения, и даже не обращают внимания на внешний вид продуктов: мясо может быть откровенно зеленого цвета, а сыр засохшим. Руководитель госторгинспекции подчеркнул, что его ведомство ведет борьбу за вытеснение с московского рынка розничных сетей, замеченных в торговле некачественными товарами. Претензий у господина Никитина нет только к сетям "Седьмой континент" и "Перекресток". Правда, как сообщил корреспонденту РБК один из постоянных покупателей "Седьмого континента" на Фестивальной улице, "в магазине иногда продают несвежую рыбу".

Фактически супермаркеты идут по пути оптовых рынков, на которых отсутствует контроль за качеством продуктов. Понятно, однако, что на рынках вероятность нарваться на брак все-таки выше. В прошлом году московская госторгинспеция выявила нарушения на 96% проверенных предприятий, было изъято более 700 тонн некачественной продукции. Правда, оценивая эти цифры необходимо учитывать специфику работу госторгинспекции, которая наряду с плановыми проверками обязана реагировать на жалобы покупателей. Именно связанные с жалобами проверки и приводят во многом к столь удручающей статистике. В прошлом году среди продуктов российского производства инспекция забраковала 35% всех проверенных кур, 67% сливочного масла, 30% чая и кофе, а также 24% хлеба и хлебобулочных изделий. "К хлебу у нас особые претензии, — сказал Владимир Никитин. – Нас не устраивает качество хлеба, выпекаемого на московских пекарнях". В последнее время в столице появилось также большое количество фальсифицированной минеральной воды, которая производится "в подворотне" и продается под марками "Боржоми" и "Нарзан".

Качество импортных продуктов, как ни парадоксально, не выше. Так, в прошлом году среди проверенных импортных колбасных изделий и копченостей госторгинспекция забраковала 24% продуктов, среди рыбы и рыбопродуктов – 34%, молочных – 24%, сыров – 77%. Высок процент брака среди чая и кондитерских изделий. По словам Никитина, за последние пять лет его ведомству удалось справиться с некачественной импортной колбасой, которая занимала 70% рынка. Она продавалась под названиями, аналогичным отечественной, но была более низкого качества. Сейчас низкокачественную импортную колбасу заменила более качественная российская. Тоже самое произошло с низкокачественными импортными кондитерскими изделиями.

Сейчас, как сообщила РБК представитель госторгинспекции, среди некачественных товаров, продающихся в московских рынках и магазинах, пальму первенства уверенно держат рыбные консервы. Для них характерна замена одной рыбы другой, более дешевой. За ними следуют мясные консервы "производства Урюпинска и Борисо-Глебска", а также молдавские и грузинские вина и мороженое, в котором инспекторы находили даже кишечную палочку. Причем, по данным инспекции, очень много некачественных товаров завозится в столицу из других российских регионов. В первую очередь, это касается также мороженого, колбасы и кондитерских изделий. "Московские продукты в большинстве своем отличаются высоким качеством", — сказал Владимир Никитин, работающий, правда, в тесном контакте с московским правительством.

Что касается промышленных товаров, то их качество тоже вызывает нарекания покупателей. В частности, в прошлом году больше всего покупатели жаловались на качество мебели и оконных блоков. По данным Владимира Никитина в столице можно легко купить бракованную обувь или мобильный телефон. Причем покупка в большом универмаге не может гарантировать качества: "Например, в торговом комплексе "Охотный ряд" вообще не следят за качеством продаваемых товаров, — сказал Владимир Никитин. – Этого, правда, нельзя сказать о таких магазинах как ГУМ и ЦУМ. Хотя принцип работы всех трех универмагов одинаков: они сдают площади в аренду большому количеству предпринимателей.

Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"