06.02.2003

Кадры решают. Акционированию киностудий предшествует назначение новых директоров



Вчера первый заместитель министра культуры Александр Голутва представил прессе двух новых руководителей московских киностудий. Они получили назначение на основе конкурса, проводившегося пятью министерствами - в том числе Министерством культуры, финансов, труда и социальной политики. На очереди - конкурсы на замещение директорских должностей еще нескольких крупных российских студий.
В среду были представлены Станислав Ершов, назначенный директором Киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького, и Сергей Зернов, ставший директором "Центрнаучфильма". Дело не в том, вернее, не только в том, что старые кадры устарели. Появление новых директоров - начало процесса, который должен привести к акционированию, а затем и приватизации студий.

Все крупные студии-фабрики - будь то "Мосфильм", "Ленфильм", Свердловская киностудия или студия им. Горького - по форме являются Федеральными государственными унитарными предприятиями. Им принадлежат не только студийные земля и имущество, но и фильмы, снимавшиеся на студии в течение последних 50 лет. Имущество подлежит акционированию, фильмофонд должен остаться за государством. Поэтому каждая студия теперь делится на два ГУПа: собственно кинофабрику и киноколлекцию. На кинофабрике проводится подготовка сначала к акционированию, а затем - к приватизации. Участвовать в этом некоторые из старых руководителей не желают по принципиальным соображениям (так ушел в отставку директор "Ленфильма" Виктор Сергеев) , некоторые - не могут в силу отсутствия необходимых менеджерских качеств. Перед назначением на должность новые кандидаты проходят конкурс: сначала через систему тестов, затем - представляя свой план развития студии.

Не трудно догадаться, что предпочтение отдается тем, кто уже имеет опыт работы в бизнес-структурах и на кого готовы сделать ставку представители финансовых кругов, собирающихся принять участие в приватизации студий.

Студия им. Горького, как известно, пережила в 90-х бурный и непростой период: сначала команда Сергея Ливнева запустила там проект малобюджетного кино (где дебютировали, в частности, Наталья Пьянкова и Григорий Константинопольский) , последовавший за уходом Ливнева скандал с разоблачением якобы имевших место финансовых махинаций (до суда дело так и не дошло) привел на пост директора режиссера Владимира Грамматикова. На своей первой пресс-конференции он сетовал на плачевное состояние доставшегося в наследство хозяйства и клялся вернуть студии статус детской. Но время шло, дела на "Горького" становились все хуже, разваливалось производство не только детского, но и вообще какого бы то ни было кино.

Увольнение Грамматикова, хоть и было оформлено "по собственному желанию", на деле являлось отставкой. Между тем по замыслу Минкульта именно студия Горького должна была первой подвергнуться реформам, чтобы потом удалось избежать ошибок и просчетов при приватизации таких гигантов, как "Ленфильм" и "Мосфильм". Судя по всему, Ершов не отказывается от амбиций стать пионером. На его пресс-конференции не звучало риторических заявлений и клятв в верности детскому кинематографу: речь шла исключительно о "динамичном развитии производства". На вопрос "Ведомостей", собирается ли все-таки студия им. Горького специализироваться на детском кино, Ершов ответил, что термин "детское кино" чаще всего трактуют неверно: в современном кинематографе это уже не обязательно кино о детях - это кино для семейного просмотра, требующее внятных идей и большого бюджета. Именно поэтому на студии создается лаборатория семейного фильма и Центр детского телевидения. Но это лишь один из проектов.

Не собирается ограничиваться производством научно-популярного кино и новый директор "Центрнаучфильма" Сергей Зернов (до недавнего времени заместитель руководителя департамента господдержки кинематографии). Он декларировал превращение "Центрнаучфильма" в универсальную, современно оборудованную студию, где будет сниматься научно-популярное, документальное, анимационное и игровое кино.

Вслед за "Горького" и "Центрнаучфильмом" новые директора должны появиться на Самарской, Нижегородской, Свердловской студиях, Санкт-Петербургской студии документальных фильмов, а затем и на "Ленфильме". Последним в очереди стоит "Мосфильм". Но не потому, что нынешний его нынешний руководитель Карен Шахназаров активнее других выступал против идеи приватизации: согласно новому положению ГУПы не могут иметь дочерних предприятий, у "Мосфильма" же их масса. Поэтому сначала многочисленные "дочки" должны изменить свой статус, а уже затем начнется реорганизация студии. Участие в конкурсе самого Шахназарова не исключается.

Источник: Ведомости