11.02.2003

Штрихкод не защищает товар от подделок?



По оценкам экспертов, в ряде секторов рынка доля фальшивок в российской столице достигает 80%. Ущерб, причиненный производителям контрфактной продукцией, оценивается в $1,5 млрд в год.

Высокие прибыли, сравнимые с прибылями от наркоторговли, и обуславливают столь бурный расцвет рынка фальсифицированных товаров. "Трудно назвать отрасль, в которой не было бы подделок", - сказал представитель Службы по борьбе с фальсификацией Анатолий Златкис. В некоторых областях процент поддельных товаров достигает 80%. В первую очередь это касается видео- и аудиопродукции. Помимо пиратских дисков и видеокассет, на рынке огромное количество фальшивой косметики и парфюмерии: в Москве ее до 60%. "На поддельных лекарствах можно заработать до 500% прибыли", - сказал Анатолий Златкис.

Фальсифицированные товары, как правило, подмешиваются в партию настоящего. Происходит это либо уже на торговой точке, либо на складе. "Торгуют у нас в основном приезжие, - сказал РБК Анатолий Златкис. Им предлагают добавить в партию нормального товара часть фальсифицированного по более низкой цене. Продавец, согласившийся на это, получает свою долю прибыли. Разве они откажутся заработать лишнюю тысячу рублей?". Купить подделку можно где угодно: и в дорогом бутике, и на рынке. Причем на последнем риск меньше: там просто реже врут. Застраховаться от такой покупки невозможно. В одном и том же магазине можно купить и подделку, и нормальную вещь как повезет. Подделывают и дешевые, и дорогие товары.

Бурному расцвету рынка фальсификата во многом способствует слабость законодательства. Мошенники пользуются тем, что факт преступления возникает только в момент продажи фальсификата. "Вы можете придти на фабрику и заказать партию таблеток из соды и сахарной пудры. Это законная деятельность мало ли для чего вам понадобились такие таблетки, - сказал РБК Анатолий Златкис. - Заказ упаковки в полиграфических фирмах тоже не является преступлением. Даже когда вы вкладываете фальшивые таблетки в фирменную упаковку вы тоже не нарушаете закон. И только когда продавец продал фальшивый товар покупателю, возникает преступление". Но на этом этапе изготовителя найти уже невозможно. Он нигде не регистрируется, никому не заявляет о своей деятельности.

Часто распространению фальсификата способствуют сами фирмы-производители. Некоторые, по данным Анатолия Златкиса, не хотят раскрывать факты появления фальсифицированной продукции, чтобы не утратить доверие покупателя: "Им выгоднее тратиться на рекламу, чем на борьбу с фальсификатом, сказал РБК Анатолий Златкис. Тем более, что часто фальшивки бывают вполне хорошего качества". По данным службы по борьбе с фальсификацией, встречаются случаи, когда сами менеджеры крупных фирм в погоне за дополнительным заработком грешат продажей фальшивок, добавляя их в партии настоящего товара. Иногда, правда, производители обращаются в соответствующие органы с жалобами.

По мнению Анатолия Златкиса штрихкод не защищает товар от подделок. У службы по борьбе с фальсификацией есть свой способ. Некоторые фирмы им пользуются. На упаковку приклеивается индивидуальный номер, сгенерированный программой и содержащий данные о производителе, дате производства и прочее. Причем для каждой единицы товара номер свой. Покупатель может обратиться в диспетчерскую службу СБФ, зачитать номер и диспетчер проверит по базе данных подлинный ли товар. "Мошенники лишены возможности подделать этот номер, поскольку они не знают принципов его создания, - сказал Анатолий Златкис. Единственное, что они могут откопировать этот номер и размножить. Но если в диспетчерскую службу поступят два запроса с одинаковыми номерами, сигнал тут же поступит в УБЭП". А дальше дело техники.

По информации РИА РБК

Источник: UNIPACK.RU