13.02.2003

"Прима" расколола "Табакпром". JTI и Philip Morris поддержали мелкие фабрики.



Как стало известно Ъ, руководство ассоциации "Табакпром" начало консультации по вопросу о радикальном снижении вступительного взноса в ассоциацию. По оценкам специалистов, это связано с желанием ряда небольших табачных фабрик, не входящих в ассоциацию, создать собственное объединение и потребовать у Минсельхоза право выпускать самые популярные в России бесфильтровые сигареты "Прима". Объем рынка этой марки, коллективные права на выпуск которой принадлежат "Табакпрому", оценивается в $100 млн.

Летом 1999 года ассоциация "Табакпром" (объединяет 25 крупнейших предприятий отрасли) стала "коллективным владельцем" товарного знака "Прима". Сразу после этого ассоциация потребовала от табачных производителей, не входящих в "Табакпром", прекратить производство и продажу сигарет под этой маркой. Одновременно тариф для новых членов ассоциации был увеличен с нескольких тысяч долларов до $500 тысяч. После этого в "Табакпром" вступили только две компании – JTI и Reemtsma, в продажах которых "Прима" занимает далеко не первое место.

Между тем "Прима", чья доля рынка составляет сейчас 16,6% (объем производства – около $100 млн в год), является основой производства более 50 мелких производителей, которые $500 тысяч за "входной билет" в "Табакпром" заплатить не могли. В результате они были вынуждены либо отказаться от производства самых популярных в России бесфильтровых сигарет, либо производить их практически контрафактно. Одновременно мелкие фабрики требовали снизить размер членского взноса.

Сейчас кажется, что в "Табакпроме" наконец-то услышали их просьбы. По сведениям Ъ, руководство ассоциации всерьез обсуждает вопрос о снижении стоимости членства в "Табакпроме". По словам генерального директора ассоциации Василия Теревцова, на ближайшем заседании совета директоров (оно назначено на 15 апреля) этот вопрос будет выставлен на голосование. Господин Теревцов также отметил, что стоимость "входного билета" может быть снижена "в десятки раз".

Однако, как отмечают эксперты, на самом деле ситуация гораздо сложнее, и "Табакпром" фактически находится на грани раскола. По информации Ъ, чиновники Минсельхоза в начале года провели ряд встреч с участниками рынка, не входящими в "Табакпром". На них обсуждалась возможность создания альтернативной ассоциации. Итоговое совещание намечено на конец февраля, и вполне вероятно, что на нем будет принято положительное решение – на стороне мелких фабрик играют самые крупные участники российского рынка и действительные члены "Табакпрома" JTI и Philip Morris.

Напомним, что весь прошлый год табачные компании боролись за удобные для них ставки акциза. С одной стороны выступали JTI и Philip Morris, с другой – BAT и крупнейшие российские фабрики. После бурных дебатов в совете директоров "Табакпрома" ассоциация распространила свое заявление, в котором говорилось о поддержке смешанной системы взимания акцизов (на ней настаивал BAT). Philip Morris и JTI от такого поворота событий были не в восторге, но до публичного скандала дело тогда не дошло.

Теперь время для реванша настало – и в Philip Morris, и JTI не скрывают своего отношения к проекту создания новой ассоциации. По словам Дмитрия Хрола, руководителя службы по связям со СМИ российского офиса Philip Morris, "несомненно, российская табачная отрасль только выиграет, если будет образована ассоциация, которая сможет представлять широкий круг производителей. Мы поддерживаем образование такого объединения, которое представляло бы интересы индустрии, а не отдельно взятых компаний".

Вадим Боцан-Харченко, директор по корпоративным вопросам компании JTI, также отметил, что "ассоциация 'Табакпром' играла и играет важную консолидирующую роль". Вместе с тем, по мнению представителя JTI, "позиция ассоциации 'Табакпром' по ряду вопросов, имеющих определяющее значение для успешного развития бизнеса JTI в России, существенно отличается от взгляда компании. Соответственно, JTI оставляет за собой право искать поддержку тех общественных организаций, которые готовы прислушаться к мнению компании".

Источник: Коммерсант