13.02.2003

Прессу хотят лицензировать. По информации "Известий", со дня на день от имени президента в Госдуму поступит новая редакция закона "О средствах массовой информации".



Документ, который сейчас проходит финальную часть согласований в Главном государственно-правовом управлении президента, обещает радикально поменять правила взаимоотношений прессы с властью.

С новой редакцией закона о СМИ происходит странная история: уже есть несколько его вариантов, но все они серьезно обсуждаются кулуарно. В лучшем случае - в журналистской среде. В июле прошлого года свой проект нового закона внесли представители разных фракций - от правых (Ирина Хакамада, Борис Надеждин) до левых (Татьяна Астраханкина, Александр Кравец). С тех пор о документе ничего не слышно. По информации "Известий", в Думу должен поступить вариант, предложенный Минпечати. Хотя реально проект Минпечати - не что иное, как радикально переписанный Индустриальным комитетом новый вариант "отца" первого закона о СМИ Михаила Федотова.

- Действующий закон о СМИ принят в 1991-м. Чем быстрее мы примем новый, тем лучше, особенно учитывая предвыборную ситуацию. Но в этом законопроекте есть масса темных пятен и "неучтенных" моментов, - заявил "Известиям" депутат Госдумы Леонид Маевский. Парламентарий не исключает, что это, возможно, сделано намеренно. К примеру, в законе не прописаны вопросы рекламы - "а реклама является таким же СМИ и серьезно влияет на сознание людей". Кроме того, по Маевскому, на ТВ должна проводиться политика защиты отечественной продукции. К примеру, во Франции соотношение французских программ и программ других стран - 60% к 40%.

Серьезные возражения у депутатов вызывает и право муниципальных органов и губернаторов создавать свое ТВ. "Во всем мире от этого давно отошли. Везде ТВ независимое, а мы создаем прецедент: губернаторский канал, он мой, а что не нравится - душу, - считает Маевский. - Никакие органы власти не должны быть учредителями СМИ как впрямую, так и в косвенной форме". В свою очередь, единственный госканал должен быть освобожден от рекламы и быть независимым от бюджета (есть механизмы, позволяющие сделать это), "этот канал и нес бы социальную нагрузку". Кстати, на таких принципах строят свою работу Би-би-си в Великобритании и "Немецкая волна" в ФРГ.

Скрытую "мину", заложенную под всю российскую прессу, многие парламентарии видят и в лицензировании СМИ, которое предусматривается новым законом. По Маевскому, "СМИ не должно лицензироваться, достаточно регистрации, должен быть введен уведомительный порядок в том случае, если СМИ расширяет диапазон своего вещания". "Стремлением чиновников подмять под себя прессу" объясняет появление статьи о лицензировании и зампред думского комитета по информационной политике Борис Резник. У документа есть и другие недостатки.

- Ахиллесова пята нового закона - это защита прав собственника, держателей акций всех СМИ. Интересы этих людей часто расходятся с интересами журналистских коллективов и общества. Нужно соблюсти баланс интересов, - заявил "Известиям" Борис Резник. - Законы так не пишут, как Минпечати и Индустриальный комитет. Это должны делать профессионалы - люди, которые работают в области права и СМИ. Когда через два дня после визита к Путину собирается Индустриальный комитет и Константин Эрнст говорит: мы тут за два дня написали закон, то я его спрашиваю - кто конкретно писал? В ответ: мы все понемногу. У меня большие сомнения в качестве такого закона.

Источник: Известия