14.02.2003

Большие прибыли в маленьких бутылочках. Производители пытаются повторить успех Smirnoff Ice



ЛОНДОН - Производители спиртных напитков мечтают повторить успех знаменитого Smirnoff Ice - коктейля в маленькой бутылочке, которую удобно брать с собой в клуб или на дискотеку. Однако изобрести такой хит оказалось непросто, и потому алкогольные компании начинают мыслить более скромными масштабами.
Годовые объемы продаж коктейля Smirnoff Ice, запущенного на рынок в 1999 г. британской компанией Diageo, составляют сейчас около $900 млн в 27 странах. Другие готовые коктейли, появившиеся на рынке в последние годы, оказались не такими удачными.

Правда, в США неплохо продается Bacardi Silver, а в Британии - Bacardi Breezer, созданные компанией Bacardi. А вот Diageo уже перестала продавать напиток Captain Morgan Gold, который она запустила на рынок в мае 2002 г. Британские компании Allied Domecq и SABMiller, объединившие усилия для производства готовых коктейлей Stolichnaya Citrona и Sauza Diablo, тоже ждало разочарование.

Однако надежда умирает последней, и компании рассчитывают добиться успеха, сосредоточив усилия на брэндах, популярных на местных рынках. Идея состоит в том, чтобы сыграть на любви потребителей к хорошо известным названиям. Например, в Британии популярен Gordon's, в Италии - Campari, в Канаде - Canadian Club.

В результате на свет появляются "дети" крупных брэндов. Компания Diageo поставила на британский рынок коктейль на основе джина Gordon's Edge, а на нидерландском рынке запустила напиток Safari Luna, созданный на основе фруктового ликера. Campari познакомила итальянских и швейцарских потребителей с коктейлем Campari Mixx, в состав которого входят грейпфрутовый сок и собственно Campari.

Запуск подобных новинок на местные рынки обходится компаниям не очень дорого. Например, Allied Domecq тратит на разработку каждого из новых напитков по $500 000, в то время как средства на маркетинг берутся из бюджета "родительских" брэндов. Прошлой осенью компания Campari израсходовала на "раскрутку" Campari Mixx $8,59 млн, а компании Diageo запуск Gordon's Edge, появившегося на рынке в мае прошлого года, обошелся приблизительно в $8 млн. Для сравнения, общая сумма затрат, связанных с запуском на рынок США всего шести, кстати сказать неудачных, коктейлей, составила $300 млн.

Готовые коктейли уже сослужили отрасли хорошую службу. На протяжении последних трех лет объемы их продаж росли со средней скоростью 33% в год, рассказывает Иан Шеклтон, аналитик банка Credit Suisse First Boston. И это при том, что средний рост объемов продаж во всей отрасли не составляет и 2%.

Конечно, обратившись к местным рынкам, компании вряд ли могут рассчитывать на рождение такого блокбастера, как Smirnoff Ice, обеспечившего 11% операционной прибыли Diageo в прошлом году. По итогам финансового года, завершившегося 30 июня 2002 г. , совокупный объем продаж этого напитка на мировом рынке составил 3,8 млн ящиков. Для сравнения, объем продаж коктейля Archers Aqua, который тоже производится Diageo, составил за тот же период 200 000 ящиков.

Шридар Махамкали, аналитик рынка напитков и продуктов питания в лондонском отделении Standard & Poor's, считает, что в текущем году готовые коктейли, ориентированные на местные рынки, принесут Diageo около 2% всей операционной прибыли. "Нельзя сказать, что эти продукты произведут в компании революционные перемены, - говорит аналитик. - Это произошло в случае со Smirnoff Ice. Не думаю, чтобы это повторилось".

Источник: Ведомости