17.02.2003

Звукоизоляция. Сотовый оператор отключился от конкурентов



Крупнейший сотовый оператор Татарстана "ТАИФ-Телком" избавил своих абонентов от "лишних" звонков. Теперь клиенты "ТАИФ", наполовину контролируемой республиканским правительством, не могут общаться с номерами "ВымпелКома", СМАРТСа и "МегаФона".
До недавнего времени "ТАИФ-Телком", работающий под торговой маркой "Сантел", был единственным GSM-оператором Татарстана. В августе прошлого года в Казани заработала сеть "Би Лайн - Казань" местного филиала компании "ВымпелКом-Регион". В этом месяце у "ТАИФ-Телкома" появились еще два конкурента - 1 февраля в коммерческую эксплуатацию была запущена казанская сеть СМАРТС, а 12 февраля - сеть местного отделения "МегаФона", компании "МСС-Поволжье".

"ТАИФ-Телком" обслуживает 310 000 абонентов, "Би Лайн - Казань" - 60 000 пользователей, к сети СМАРТС подключилось более 5000 жителей татарстана, а местный "МегаФон" набрал 3000 абонентов.

Акционерами "ТАИФ-Телкома" являются инвесткомпания "ТАИФ" (49% ) и фирма "НИРА-Экспорт" (51% ). В свою очередь, 50,01% "ТАИФ" принадлежит правительству Татарстана, а 36,3% - американской NKS Trad-ing Inc. Состав акционеров "НИРА-Экспорта" не раскрывается.

Первые проблемы у конкурентов "ТАИФ-Телкома" появились еще в сентябре, спустя месяц после запуска сети "Би Лайн GSM" в Казани. Тогда "ТАИФ-Телком" отключил прямую связь своих абонентов с абонентами "ВымпелКома". Чтобы позвонить друг другу, абонентам обеих компаний приходилось набирать десятизначные номера через "восьмерку". Звонки шли через междугородную станцию "Межрегионального ТранзитТелекома" в Самаре и обходились звонящим дороже.

В то время "ТАИФ-Телком" объяснял свои действия тем, что нормальное соединение между операторами возможно только при заключении между ними договора о межсетевом взаимодействии и модернизации сетей, которая должна вестись за счет "ВымпелКом-Региона".

А 6 февраля "ТАИФ-Телком" отключил даже "кривую" связь с другими сотовыми операторами Татарстана. Председатель совета директоров "ТАИФ-Телкома" Альберт Шигабутдинов заявил "Ведомостям", что отключить связь с остальными операторами пришлось из-за перегрузки сети - пришельцы не занимались ее дооборудованием и строительством новых соединительных линий.

"С таким же успехом "ТАИФ-Телком" мог бы требовать модернизации сети и при появлении нового оператора, скажем, в Хабаровске", - возражает технический директор казанского филиала "ВымпелКом-Региона" Евгений Костромин.

Как рассказал "Ведомостям" гендиректор СМАРТСа Геннадий Кирюшин, его компания направила запрос в казанский Госсвязьнадзор и в Минсвязи Татарстана.

Гендиректор компании "МСС-Поволжье", Валерий Ермаков полагает, что отключение связи с абонентами других компаний - в первую очередь проблема самого "ТАИФ-Телкома". "Оператор теряет доходы от недополученного трафика и теряет доверие собственных клиентов, поскольку искусственно ограничивает их возможности", - говорит Ермаков.

Но ведущий аналитик компании "Телеком-Эксперт" Михаил Ратынский полагает, что от изоляционизма "ТАИФ-Телкома" страдают в первую очередь новые операторы региона - у них гораздо больше, чем у "ТАИФ", звонков "наружу".

Подобные действия в отношении вновь появляющихся конкурентов до сих пор предпринимали только в Белоруссии. В июле прошлого года местный оператор "Мобильная цифровая связь" заблокировал связь с абонентами МТС, объясняя это отсутствием специального договора о межсетевом соединении и порядка взаиморасчетов между операторами. Конфликт удалось разрешить только после вмешательства Минсвязи Белоруссии, которое пригрозило приостановить лицензии обоим операторам.

"Может, действия "ТАИФ-Телкома" и не противоречат нормам закона, но практика отключения конкурентов от сети не соответствует нормам деловой этики", - говорит Ратынский из "Телеком-Эксперта".

Источник: Ведомости