17.02.2003

Pharmacia и Glaxo ответят за манипуляции с ценами



НЬЮ-ЙОРК - Генеральный прокурор штата Нью-Йорк обвинил фармацевтические компании в противозаконном завышении цен на лекарства, приобретаемые по рецепту.
Генеральный прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер обвинил американскую Pharmacia и британскую GlaxoSmithKline в обмане потребителей, фальсификации данных и подкупе. Третья компания, французская Aventis, получила уведомление о том, что соответствующий иск будет подан и против нее.

Спитцер утверждает, что компании намеренно завышали средние оптовые цены на некоторые лекарства, предоставляя при этом значительные скидки врачам и аптекам.

Таким образом, по мнению прокурора, компании рассчитывали заинтересовать докторов в использовании своих препаратов: врачи покупали лекарства со значительной скидкой, а позже государство возмещало им стоимость покупки исходя из размеров средней оптовой цены.

Подобные иски против Pharmacia, Glaxo и ряда других фармацевтических компаний уже были поданы в шести других американских штатах. Власти этих штатов утверждают, что такая практика, существующая довольно продолжительное время, стоила государству и потребителям сотни миллионов долларов.

Однако в штате Нью-Йорк пошли дальше. Там компании впервые обвинили в подкупе докторов и аптек. Прокурор настаивает, что они делали это, чтобы расширить сбыт своей продукции.

Генерального прокурора Спитцера тревожит большой разрыв между средними оптовыми и льготными ценами на семь препаратов: Adriamycin и Camptosar (Pharmacia) ; Navel-bine, Hycamtin и Zofran (Glaxo) ; а также Anzemet и Taxotere (Aventis). Все эти лекарства предназначены для лечения онкологических заболеваний. Ценовая политика компаний в отношении ряда других препаратов вполне может стать предметом следующих исков, говорит Спитцер.

По словам прокурора, он будет добиваться судебного решения, которое запретит компаниям заниматься подобной практикой, а также заставит их выплатить ущерб пациентам и государственным программам здравоохранения. Спитцер полагает, что речь в таком случае может идти о сотнях миллионов долларов.

Говоря, например, о лекарстве под названием Adriamycin, которое прописывают при лечении рака яичников и молочной железы, прокурор утверждает, что доктора и аптеки приобретали его за 24% от средней оптовой цены. Между тем правительство выплачивает компенсации врачам и аптекам исходя именно из средних значений оптовых цен.

Фармацевтическая отрасль считает, что ничего предосудительного в скидках врачам и оптовикам нет. "Все это началось еще несколько лет назад, - рассказывает генеральный директор Glaxo Жан-Пьер Гарнье. - Существует средняя оптовая цена. Мы устанавливаем цену ниже среднего значения, и разница идет доктору в карман. К сожалению, в условиях ценовой конкуренции разброс цен бывает разным. Сами мы от этой разницы не выигрывали никогда". По словам гендиректора, эта система неоднократно привлекала к себе внимание федеральных регулирующих органов, но в конце концов было решено в сложившейся практике ничего не менять.

Пол Банн, президент Американского общества клинической онкологии, говорит, что поддержит сокращение доходов, которые извлекают врачи-онкологи, предоставляя своим больным препараты, которые можно купить в аптеках по рецепту, но при одном условии: если докторам будут компенсировать оплату труда младшего медицинского персонала.

Доктор Банн согласен, что врачи-онкологи "наживаются" на предоставлении таких препаратов и что "в этой системе, вероятно, существуют ненадлежащие способы материального стимулирования". Однако, по его словам, доктора нуждаются в этих средствах, чтобы оплачивать труд сестер и санитарок. Компенсация зарплат младшему медицинскому персоналу не предусмотрена ни одним из планов государственного медицинского страхования. (WSJ, 14. 02. 2003, Екатерина Кудашкина).

Источник: Ведомости