19.02.2003


18 февраля специализированное агентство PR консалтинга Publicity Creating провело пресс-конференцию, посвященную 5-летию деятельности Publicity Creating на рынке.



На пресс-конференции подводились итоги развития рынка, которые были проиллюстрированы статистическими данными, собранными специалистами Publicity Creating за пять лет существования рынка коммерческого пиар, а также даны прогнозы на ближайшие годы.

Publicity Creating является первым украинским специализированным PR-агентством. В связи с этим, деятельность компании тесно связана с развитием украинского рынка PR, в целом. Прошедшие 5 лет были определяющими для рынка PR в Украине, который зарождался в средине 90-ых годов, активно формировался в 1999-2001 г.г., а в 2002 году отделился от рекламного рынка. Украинский рынок PR зародился на стыке смежных видов деятельности: выставочная деятельность, реклама, журналистика, прямая почтовая рассылка, организация корпоративных праздников, менеджмент-консалтинг. Отделению рынка PR от рынка рекламных услуг предшествовали 3 процесса: -практическое использование методов, приемов и ходов Public Relations компаниями; -появление в штате компаний сотрудников, ответственных за связи с общественностью; -появление специализированных PR-агентств. Эти процессы проходили не в хронологическом порядке, а одновременно, и продолжаются в настоящее время.

За период с 1997 года, когда начала свою деятельность компания Publicity Creating, на отечественном рынке PR произошли большие изменения. Количественно рынок значительно вырос - сегодня нет ни одной компании, которая не использовала бы инструменты PR в своей работе - от написания пресс-релизов до организации PR-акций. Так же, как не существует ни одного СМИ, которое бы не публиковало новости от компаний и другую нерекламную информацию от субъектов рынка. На сегодняшний день, о предоставлении PR-услуг заказчикам заявили более 30 киевских агентств (в 1999 году- 5 агентств). Емкость рынка PR в Украине, по оценкам Publicity Creating, в 2001 году составила около $40 млн., в 2002 году - около $50 млн. Потенциальная емкость рынка составляет не менее $100 млн. в год. Среднегодовой прирост рынка за период 1997-2002 г.г. составил 30%. Рост рынка в прошлом году, по сравнению с 2001 годом, составил более 20%. Темпы развития украинского рынка PR пока отстают от России, что объясняется масштабом стран и глубиной специализации агентств - в прошлом году рынок PR в России вырос на 70%. В то же время, рынок PR в Украине развивается более динамично чем рекламный, что соответствует общемировой тенденции за последние 10-15 лет. Качественное развитие рынка PR прослеживается в активизации деятельности PR-агентств. Специализированные PR-агентства, общее количество которых на сегодняшний день составляет более 10, в 2002 году приблизились к пониманию общности интересов в сфере защиты статуса и сути своей профессиональной деятельности, а также к необходимости создания профессионального объединения. Заказчики уделяют все больше внимания PR, о чем свидетельствует появление штатных сотрудников, ответственных за это направление, а также выделение отдельной строки PR в рекламно-маркетинговых бюджетах некоторых компаний. В 2002 году впервые начали проводиться отдельные тендеры на PR-обслуживание.

Наиболее развитыми видами Public Relations сегодня в Украине являются коммерческий и политический PR. Главным количественным игроком на рынке PR, как и во всем мире, являются менеджеры PR в составе компаний и организаций. Специализированные PR-агентства являются качественным игроком, от которого зависит уровень развития рынка и услуг, а менеджеры PR в составе рекламных агентств выполняют вспомогательную функцию. Тематика PR за последние 2 года начала активно обсуждаться в СМИ, что подтверждает рост интереса общественности к PR-технологиям.

На украинском рынке PR существуют определенные проблемы объективного и субъективного характера. Отсутствует необходимое количество квалифицированных кадров, наблюдаются недостаточные темпы специализации агентств, уровень осведомленности о сути, механизме и предназначении PR-технологий со стороны руководителей и менеджеров в составе компаний, сравнительно низкий. Путаница в терминах приводит к смешиванию таких понятий как реклама, PR, маркетинг, брендинг. Негативный имидж, который сложился по отношению к политическим PR, часто мешает развитию PR в коммерческой среде и других направлениях жизни общества.

Как отмечали на пресс-конференции специалисты Publicity Creating, ближайшие 5 лет станут временем становления PR в Украине как отдельной, высокотехнологичной деятельности, направленной на достижение взаимопонимания между компаниями/организациями и различными видами общественности. Основные процессы, которые пройдут на рынке в течение 2003-2008 г.г.: -Разделение бюджета заказчиков на рекламный и PR-бюджет. -Рост количества специализированный агентств в 3 раза. -Появление профессионального объединения PR-специалистов. -Появление первых поколений дипломированных специалистов в области PR. -Выделение консалтинга как приоритетной услуги в области PR.

На пресс-конференции Publicity Creating поделилась своими планами о проведении ряда мероприятий и воплощении проектов, задача которых - популяризация PR как наиболее эффективного инструмента продвижения компаний в современном мире.

С февраля месяца стартует конкурс студенческих PR-проектов “PRицел в будущее”, а в марте - конкурс дизайнерских работ по тематике PR - “Золотой PRобойник”. Цель конкурса “PRицел в будущее” - поддержка талантливых студентов и содействие решению социальных проблем нашего общества с помощью PR-технологий. Конкурс “Золотой PRобойник”, кроме поощрения талантливых художников-дизайнеров, будет служить популяризации PR как творческой сферы деятельности и привлечению вниманию к PR, как более эффективному инструменту продвижения, чем реклама. Победители обоих конкурсов будут определены осенью этого года и, кроме дипломов, получат ценные призы. Весной этого года также начнется конкурс среди журналистов на лучший статейный материал по тематике PR. Цель конкурса - способствовать наиболее объективному и широкому освещению проблем и тенденций на рынке PR в украинских СМИ, а также стимулировать появление интересных и глубоких материалов на эту тему. Победители конкурса на лучший статейный материал о PR будут определены в ноябре 2003 года и награждены ценными призами. Информация о правилах участия и ходе конкурсов - с 24 февраля на сайте www.publicity-creating.ua (раздел “Конкурсы”).