19.02.2003

Первая потеря Абрамовича. Питерская "Балтика" сумела переиграть "Русский алюминий"



Как выяснилось, Роману Абрамовичу и Олегу Дерипаске не всегда удается отстоять введение протекционистских мер в отношении иностранных конкурентов. То, что получилось с автомобилями, не прошло в случае с алюминиевой тарой. Российские пивовары на днях добились отмены повышенных импортных пошлин на алюминиевые банки: начиная с марта этого года пошлины снизятся в два раза.

До прошлого января таможенники брали 20% от заявленной стоимости алюминиевой тары. В ноябре 2001 года российское правительство приняло постановление, по которому эта ставка сохранялась, но с условием – не менее 41 евро за тысячу банок. Фактически это означало увеличение пошлины вдвое. "Балтика", например, ранее платила за тысячу банок около 20 евро.

Вскоре после выхода постановления два российских производителя банок – "Ростар" (принадлежит "Русскому алюминию" Олега Дерипаски и Романа Абрамовича) и "Рексам" (британско-шведская группа PLM) – опубликовали совместное заявление, в котором "приветствовали" повышение пошлин как "меру по защите отечественных производителей". "Балтика" ответила на это своим пресс-релизом: "В угоду увеличения прибылей одного производителя-монополиста затрагиваются интересы всех потребителей баночной продукции". Президент компании Таймураз Боллоев высказался даже глобально: "Постановление о новом тарифе идет вразрез с интересами страны в преддверии вступления России в ВТО".

На кого обиделись пивовары, догадаться было несложно: "Балтика" перестала закупать банки у "Ростара", но продлила контракт с "Рексамом", а представители "Ростара" не скрывали от журналистов, что намекали правительству о возможности строительства своего второго завода в Польше, где условия более привлекательны, чем в России.

В январе 2002 года Союз российских пивоваров (СРП) начал борьбу за снижение пошлин. Рассылая письма по разным министерствам, пивовары доказывали, что в стране недостаточно производственных мощностей, чтобы удовлетворить растущий спрос на алюминиевую тару. Их оппоненты – "Ростар" и "Рексам" отвечали, что получили заказов всего на 1,9 млрд банок, тогда как вместе они могут делать 3 млрд банок в год.

По большому счету война началась из-за "Балтики" и шла за "Балтику" – крупнейшего производителя баночного пива в России и единственного импортера алюминиевой тары (даже местные заводы Coca-Cola и Pepsi перешли к тому времени на российскую банку). Почти 90% банок "Балтика" закупала у польской компании CanPack. Импортная тара обходилась питерским пивоварам дешевле российской благодаря партнерству поляков с акционером "Балтики" – корпорацией Carlsberg. В 2002 году "Балтика" запланировала увеличить выпуск баночного пива в три раза – до 700 млн банок, из них в России она собиралась заказать только 230 млн банок. Из-за новых пошлин компания теряла в перспективе более $8 млн.

В июне 2002 года СРП, где председательствует "Балтика", добился обсуждения проблемы на правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле. Комиссия ничего не решила и назначила новое заседание на июль, а затем и на сентябрь. Совпадение это или нет, но чиновники стали более внимательны к пивоварам после встречи президента "Балтики" Таймураза Боллоева с его старым знакомым Владимиром Путиным. На встрече обсуждалась тема "создания благоприятных условий для деятельности российских предприятий в преддверии вероятного вступления России в ВТО". В ноябре комиссия рекомендовала правительству снизить пошлины на банки до 22 евро за тысячу штук. Именно такая величина и была утверждена на прошлой неделе.

В "Балтике" известие об изменении пошлин приняли восторженно. "Мы давно ждали этого постановления, – говорит руководитель пресс-службы пивоваренной компании Алексей Кедрин. – Повышение пошлин не было обосновано экономически. Но пересматривали их слишком долго. Наша компания уже приняла решение о создании собственного производства алюминиевой тары".

Между тем "Ростар" уже начал строительство второго завода на территории России – в Ленинградской области (выполняя, так сказать, давнее обещание). Для финансирования проекта компания заняла $70 млн у Сбербанка. В "Русском алюминии" утверждают, что спрос на "ростаровские" банки в этом году из-за снижения пошлин не пострадает. "Хотя при сохранении этой ставки в последующие годы срок окупаемости завода, который строит "Ростар", может увеличиться", – заявили "Ко" в пресс-службе "Русала".

Источник: Журнал "Компания"