19.02.2003

"Веда" собирается торговать в розницу



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Петербургская компания "Веда-Система", специализирующаяся на производстве водки и стеклотары, решила заняться еще и созданием собственной сети магазинов. Первым шагом в этом направлении стало приобретение "Ведой" 50% -ной доли в дистрибьюторской компании "Евросервис".
Группа компаний "Евросервис" создана в 1991 г. "Евросервис" - один из крупнейших алкогольных оптовиков Петербурга, занимает 24% рынка крепкого алкоголя. Годовой оборот компании - $75 млн.

ООО "Веда-Система" образовано в 2001 г. как управляющая компания одноименного холдинга, в состав которого входят водочный завод ЗАО "Веда", фабрика стеклотары "Веда-ПАК", транспортное предприятие ООО "Веда-Экспресс" и др. Оборот ЗАО "Веда" (выпускает водку под марками "Вальс-бостон", "Матрица", "Русский размер" и др. ) в первом полугодии 2002 г. - 980 млн руб.

Несколько лет назад "Веда" занимала в Петербурге 2% рынка, а региональные продажи осуществлялись через несколько оптовых компаний. В 2002 г. "Евросервис" получил статус эксклюзивного дистрибьютора "Веды" в Петербурге. Следующим этапом стало слияние. ГК "Евросервис" принадлежала трем физическим лицам - менеджерам компании. По словам председателя совета директоров "Евросервиса" Дмитрия Хорошева, никто из них не вышел из бизнеса. "Мы [совладельцы] уменьшили свое участие в фирме", - говорит Хорошев.

По словам директора по связям с общественностью компании "Веда" Михаила Утянского, покупка доли в группе "Евросервис" нужна водочному холдингу для большего контроля над распространением продукции в таком крупном регионе, как Петербург, в котором "ставка сделана на одного дистрибьютора". Утянский оценивает нынешнюю долю "Веды" на петербургском рынке в 12%.

"Наши самые крупные проекты были связаны с "Ведой", более 40% наших продаж приходится на продукцию этой компании", - говорит Дмитрий Хорошев. По его словам, "Евросервис" будет продавать и продукцию других производителей.

Участники алкогольного рынка считают сделку закономерной - чтобы чувствовать себя комфортно, оптовику нужен или побочный бизнес (например, ритейл или развитие собственного брэнда) , или ставка на одного крупного производителя. Однако в данном случае больше выигрывает одна сторона. "Мне кажется, что больше плюсов получает "Веда", так как за относительно небольшие деньги получает работающую структуру с готовыми технологиями продаж", - считает президент холдинговой компании "Ладога" Вениамин Грабар.

Участники сделки отказываются называть ее сумму, но, по данным источника, близкого к ГК "Евросервис", 50% фирмы обошлись покупателю в "несколько миллионов долларов". Еще столько же "Веда" планирует вложить в развитие "Евросервиса". Инвестиции потребуются в том числе и на развитие собственной торговой сети. По словам Дмитрия Хорошева, планируется, что в нее войдет не менее 20 продовольственных магазинов-дискаунтеров Еще год назад "Евросервис" объявлял о своих планах открыть 20 магазинов вдоль строящейся в Петербурге кольцевой дороги. "Сейчас концепция изменилась, это будет объединенный проект с новыми совладельцами", - говорит Хорошев. По словам источника, близкого к сделке, проект розничной сети обсуждался в "Веде" с весны 2002 г. Детали проекта не определены, известно только, что магазины будут называться как один из водочных брэндов "Веды".

Пример, когда оптовый торговец алкоголем владеет собственной продовольственной торговой сетью, в Петербурге уже есть. Компании "Темп первый" принадлежит 17 магазинов "Находка". "Сейчас вполне можно развить такой проект - были бы деньги", - говорит генеральный директор компании "Темп первый" Валерий Кононенко. По его оценке, инвестиции в один магазин могут составлять $350 000 до $1 млн в зависимости от размеров и формы собственности.

Источник: Ведомости