19.02.2003

Бутылочное место. Новосибирский завод "Экран" нарастит производство стеклотары в 4 раза



Новосибирский завод "Экран", вложив более $55 млн в модернизацию бутылочного производства, через 2 - 3 года может стать региональным лидером в производстве стеклотары. К 2005 г. объем производства бутылок на заводе возрастет почти в 4 раза и достигнет 650 млн штук, это составит половину сегодняшних потребностей всего Сибирского региона.
Основным направлением работы ОАО "Новосибирский завод "Экран" является производство стеклотары. В 2002 г. завод выпустил 170 млн стеклобутылок. Выручка в первом полугодии 2002 г. составила 216,8 млн руб. , убытки - 3,5 млн руб. Контрольный пакет акций консолидирован акционерами, близкими к промышленно-коммерческой группе "РАТМ" (Новосибирск).

Как заявил "Ведомостям" генеральный директор "Экрана" Сергей Васюков, в конце февраля завершится первый этап модернизации предприятия, который позволит выпускать дополнительно 100 млн стеклобутылок (усредненной емкостью 0,5 л) в год. С учетом вывода устаревшего оборудования и запуском нового в 2003 г. будет выпущено до 200 млн бутылок. По словам Васюкова, инвестиции в этот проект составили $8 млн, в том числе связанный кредит $2,5 млн под 9% годовых сроком на четыре года чешского Interbank на покупку оборудования у компании SkloStroy. Гарантом выступил Гута-банк. Остальное - собственные средства завода и краткосрочные кредиты Сибирского банка Сбербанка РФ, Гута-банка и "Уралсиба".

Директор "Экрана" по производству Владимир Леонов говорит, что новые линии будут выпускать как светлую, так и темную бутылку. Светлая бутылка, выпускаемая "Экраном", поставляется на заводы, разливающие водку, безалкогольные, слабоалкогольные напитки.

Но на этом "Экран" не намерен останавливаться. К февралю 2004 г. завод планирует завершить второй этап модернизации стоимостью $27 - 28 млн, который позволит увеличить объем производства стеклотары еще на 220 - 250 млн бутылок в год. По словам Васюкова, этот проект также предполагает прямое финансирование от Interbank в $17 - 22 млн в форме связанного кредита под залог акций "Экрана" с условием приобретения оборудования SkloStroy. "По второй очереди ведутся переговоры, все будет зависеть от пуска первой экспериментальной очереди, - говорит Васюков. - Чешский банк должен убедиться, что все прошло нормально, и тогда в марте будет подписан контракт". Согласно бизнес-плану предприятия запланирована и третья очередь стоимостью $16 - 17 млн, которая подразумевает увеличение мощности завода еще на 210 млн бутылок, что позволит к 2005 г. выпускать в общей сложности до 650 млн бутылок в год.

В Interbank подтвердили выдачу кредита "Экрану" на реализацию первого этапа: "Сейчас мы ведем переговоры о следующем кредите в $17 млн [. .. ] и, скорее всего, "Экран" его получит", - сообщила менеджер отдела экспортного финансирования банка Яна Павласова. Директор департамента продаж московского представительства SkloStroy Константин Рябчевский называет перспективы завода "очень хорошими". По его словам, в радиусе 1000 км подобных производств пока нет.

По словам Васюкова, в 2002 г. у завода было гарантированных заказов на 470 млн бутылок, а мощность позволила выпустить только 170 млн.

Крупнейший производитель напитков в области - предприятие "ВИНАП" - намерен построить собственный завод по выпуску стеклобутылки. По словам пресс-секретаря предприятия Елены Чупиной, ежегодный объем закупаемой "ВИНАПом" стеклотары на заводе "Экран" составляет около 30 млн бутылок. "После ввода нами в апреле завода SOBOL BEER мощностью до 11 - 12 млн дал в год потребность в стеклобутылке возрастет примерно в 3 - 4 раза", - говорит Чупина. По ее словам, увеличение мощности "Экрана" не повлияет на планы "ВИНАПа" построить свой завод. "Мы не можем себе позволить зависеть от поставщика и поэтому пытаемся решить проблему стеклотары самостоятельно", - сказала Чупина. Собственный стеклозавод намерена строить и другая новосибирская компания - группа "Фактор". В конце прошлого года глава компании Игорь Кузнецов говорил "Ведомостям" о намерении вложить в строительство завода в Новосибирске до $30 млн, однако с тех пор о дальнейших шагах компания не сообщала.

СТЕКЛЯННЫЙ ДЕФИЦИТ: Общая потребность Сибирского региона составляет около 1,5 млрд бутылок в год. Объем ежегодного производства бутылок в Сибири не превышает 200 млн штук. Производители напитков около 80% своих потребностей удовлетворяют за счет вторичного использования бутылок. Недостающий объем стеклотары завозится в основном из европейских регионов России, а также в небольших количествах из-за рубежа.

Источник: Ведомости