20.02.2003

Война объявлена. Нелицензированными дисками займется госторгинспекция



Минпечати РФ вчера начало очередной раунд борьбы с производителями и продавцами пиратской видео- и аудиопродукции. Ведомство требует от Госторгинспекции пресекать продажу носителей, на которые не нанесены лицензионные данные изготовителей. По данным Минпечати, до сих пор лицензий не получило подавляющее большинство небольших региональных заводов, которые контролируют не менее 50% рынка общей стоимостью $1,2 млрд.
Объем розничных продаж контрафактной аудиовидеопродукции, по оценке Минпечати, в 2002 г. составил не менее $950 млн. При этом розничные продажи "легальной" продукции составили около $270 млн. По кассетам стандарта VHS доля "пиратской" продукции составляет 83% , по DVD - 79% , по СD-носителям - 86% , аудиокассетам - 85% , считают в министерстве.

Первый замминистра печати Михаил Сеславинский направил вчера письмо в адрес главы Минэкономразвития Германа Грефа с просьбой поручить территориальным подразделениям Госторгинспекции пресекать продажу аудиовидеопродукции, на которой отсутствует наименование производителя и номер его лицензии. Как пояснил "Ведомостям" начальник управления Минпечати Петр Поройков, постановление правительства РФ о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых носителях вышло еще в июне 2002 г. Принятое на основе этого постановления положение о лицензировании требует указывать название завода и номер его лицензии на корпусе кассет и на компакт-диске. "У производителей было время на получение лицензий и решение технологических вопросов, и теперь начинаем требовать выполнения законодательства", - говорит Поройков.

По его словам, письмо Сеславинского является очередным шагом в борьбе с пиратской продукцией. По данным Минпечати, сейчас не более 30 - 35% производителей аудио- и видеокассет имеют лицензии. Подавляющее большинство предприятий, не получивших лицензию, - это маленькие компании, работающие на локальных рынках, которые "пишут все и вся, чаще всего не обращая внимания на авторские права". Их продукция, несомненно, привлечет внимание Госторгинспекции, говорит Поройков.

Однако "пиратством" занимаются не только мелкие компании. Исполнительный директор российской Национальной федерации производителей фонограмм (НФПФ) Алексей Угринович говорит, что многие крупные заводы тоже делают нелегальную продукцию. Посол США в России Александр Вершбоу полгода назад в письме на имя министра печати Михаила Лесина утверждал, что контрафактные диски производят, в частности, Уральский электронный завод, Московский опытный завод грамзаписи, Зеленоградский завод музыкальных технологий и другие крупнейшие российские предприятия. Летом 2002 г. организация "Диск-Альянс", объединяющая Зеленоградский завод музыкальных технологий, московские заводы "АРК-систем", RMG Company и "РОФФ Текнолоджиз", а также Уральский электронный завод и казанский Bars Media, пыталась в Верховном суде опротестовать необходимость нанесения лицензионных данных на CD-диски. Как утверждал в беседе с "Ведомостями" один из чиновников Минпечати, производителям, "вероятно, не хотелось показывать, что они делают на самом деле". Однако в итоге истцы отозвали свой иск.

Поройков надеется, что продажа продукции без лицензионных данных будет теперь заканчиваться применением жестких мер к нарушителям: уголовным кодексом тиражирование аудиовидеопродукции без лицензии квалифицируется как незаконное предпринимательство. Затраты же производителей будут минимальными, считают в Минпечати, и не приведут к удорожанию продукции: требуется один раз нанести лицензионные данные на форму, с которой штампуются диски, или включить их в макет этикеток для кассет.

Между тем участники рынка опасаются, что под жесткие меры могут попасть изготовители и продавцы легальной продукции. Александр Кондратенко, начальник коммерческого отдела компании "РОФФ Текнолоджиз" (производит 1 млн дисков в месяц) , говорит, что его завод без проблем получил лицензию. Однако проверки Госторгинспекции могут создать проблемы для рекорд-компаний и легальных магазинов. "Непонятно, что будет с импортными дисками, а также с теми дисками, что пролежали на складе рекорд-компании, скажем, год. Ведь не все проекты сразу запускаются в продажу". "При проведении проверок нужно учитывать, что сейчас большая часть легальной продукции не имеет маркировки, так как произведена до вступления в силу положения о лицензировании, - согласен Угринович из НФПФ. - Чтобы легальные немаркированные диски были распроданы, должно пройти еще по меньшей мере полгода".

Источник: Ведомости