25.02.2003

21 февраля в рамках ежегодного фестиваля "Дни PR в Москве" прошел круглый стол и ряд семинаров на тему "Репутация, создающая стоимость".



Модераторами круглого стола выступили президент и учредитель холдинга "Паблисити PR", кандидат исторических наук, член РАСО Гай Ханов и декан факультета Международной журналистики МГИМО Андрей Силантьев. На круглом столе выступили: президент холдинга "Паблисити PR" Гай Ханов с докладом "Новая роль и значение коммуникаций в повышении стоимости компании"; управляющий партнер V-RATIO Олег Чернозуб с докладом "Маркетинговые коммуникации: кризис продолжается". Также были заслушаны выступления заведующего кафедрой социологии МГИМО Сергея Кравченко "Поиск новых авторитетов и ценностей в России"; заместителя генерального директора ЗАО "РСК Центр" Андрея Хомутянского "Использование репутации в конкурентной борьбе"; заведующего кафедрой общей социологии Высшей школы экономики Никиты Покровского "Мир потребления и ценностей в контексте глобализации" и исполнительного директора агентства "Паблисити PR" Людмилы Сальниковой "Личность как бренд, жизнь как коммерческое предприятие".

Современный репутационный менеджмент отталкивается от той аксиомы, что главной целью и основной задачей ведения бизнеса является создание акционерной стоимости. Исходя из этого, репутацию можно определить, как сумму нематериальных активов, создающих дополнительную добавленную стоимость за счет стимулирования благоприятной реакции соответствующих целевых аудиторий. Эта дополнительная добавленная стоимость и создает основу для формирования дополнительных денежных потоков, равно как и для повышения стабильности получения их в будущем.

В своем выступлении Гай Ханов отметил, что основной проблемой PR сегодня является невозможность говорить с бизнесом на одном языке. Гуманитарно-ориентированные специалисты по PR не могут объяснить на доступном для бизнеса языке экономическую необходимость своего существования. Профессор заявил, что существующие сегодня оценки эффективности не являются критерием для собственников компаний. Коммуникации стали очевидной необходимостью существования и развития любого бизнеса, но в какой мере, за какие средства и насколько эффективно они должны быть задействованы - остается неразрешимой задачей во взаимоотношении сторон, - подчеркнул Гай Ханов. Он также заявил, что уже давно назрела необходимость построения эффективных коммуникаций для того, чтобы иметь возможность объективно информировать рынок о деятельности компании и получать обратную связь, в том числе, и в качестве рыночной оценки ее стоимости. Инвестиции в коммуникации позволят увеличить акционерную стоимость путем создания и развития нематериальных активов, повышающих эффективность основных бизнес-процессов.

Очевидно, что репутация влияет на стоимость и наличие капитала в самых разных направления бизнеса. Новые приоритеты в сфере управления и маркетинга, ориентированные не на текущие продажи, а на доходы будущих периодов, заставляют и PR-специалистов мыслить категориями экономической эффективности. Сегодня, подытожил Гай Ханов, для профессии впервые появляется возможность ответить на вопрос о целесообразности проводимых мероприятий в рамках единой программы повышения стоимости бизнеса. Однако положение в области PR - кризисное, что связано с неспособностью PR принимать участие в создании акционерной стоимости также, как это происходит на других направлениях: в производстве, управлении, сбыте. Кризис можно преодолеть только тогда, когда можно будет проанализировать и посчитать экономическую эффективность нашего вклада, - так завершил свое выступление Гай Ханов. О кризисе говорил и Олег Чернозуб, управляющий партнер V-Ratio Business consulting Company. Правда, в его выступлении речь шла о кризисе в маркетинговых коммуникациях. Выход из этого кризиса возможен, надо только научиться считать: не только затраты на свои программы, но и доходы, которые приносит их реализация.

Помимо кризисов, на круглом столе активно обсуждались еще две темы: репутация и брендинг. Впрочем, обе темы взаимосвязаны. После круглого стола участники могли посетить один из трех семинаров: "Экономика PR", "Стоимость бренда", "Репутация в системе рыночных ценностей".