25.02.2003

$60 млн за русский Heineken. Требует с голландской компании ее дистрибьютор



Бывший эксклюзивный дистрибьютор пива Heineken в России - компания First Federation намерена отсудить $60 млн у голландской компании Heineken за то, что она утаила планы разливать пиво на своем питерском заводе "Браво". В концерне говорят, что никогда не нарушали контракта с российским партнером.
По данным маркетингового агентства "Бизнес Аналитика", в прошлом году в России было продано около 1,2 млн л пива Heineken - около 10% продаж всего импортного пива. Компания First Federation c 1996 по 2000 г. являлась эксклюзивным дистрибьютором этого пива в стране, а с 2000 г. FF занималась продажей Heineken в России наряду с другой российской торговой фирмой - Altimex.

В начале прошлого года концерн Heineken купил за $400 млн питерскую пивоваренную компанию "Браво" (производитель пива "Бочкарев" и "Охота") , а в середине марта он вновь передал компании First Federation эксклюзивные права на продажу Heineken в России. Как сообщил "Ведомостям" президент FF Роберт Греко, при подписании контракта голландцы заверили его, что не планируют начинать производство своего титульного брэнда в России. Кроме того, один из пунктов договора закреплял за российским заводом "Браво" право покупать Heineken голландского розлива у FF.

События приняли неожиданный оборот 11 днями позднее. Как рассказал Греко, в конце марта партнеры проинформировали его о том, что все-таки намерены варить Heineken на мощностях "Браво", и предложили FF продолжить торговлю этим пивом вместе с четырьмя другими фирмами. И якобы обещали Греко компенсацию в $150 000 за усилия, которые он потратил на создание марки в нашей стране. В ноябре прошлого года Heineken известил партнера о том, что разрывает эксклюзивный контракт, и отгрузил последнюю партию товара 10 января.

Первая жалоба российского дистрибьютора на действия пивного концерна будет слушаться в окружном суде Амстердама 3 марта этого года. Греко попытается доказать, что руководство голландского концерна вообще не имело права заключать контракт на эксклюзивную торговлю Heineken с его фирмой, поскольку заранее знало о планах разливать это пиво в России. Кроме того, дистрибьютор считает, что подписанный в марте договор ослабил его компанию, запретив работать с брэндами конкурентов. Другая судебная инстанция - Торгово-промышленная палата Голландии должна определить размер компенсации для First Federation. Сам Греко оценивает нанесенный его компании ущерб в $60 млн - эта сумма должна покрыть затраты FF на создание национальной системы дистрибьюции пива и компенсировать средства Греко, вложенные в рекламу Heineken в России. Он также требует компенсации ослабления своей компании - по словам предпринимателя, Heineken переманил гендиректора московского представительства фирмы, управляющего по продаже пива в кегах, отдел маркетинга и половину сотрудников отдела продаж. "Вместо того чтобы купить мою компанию и выплатить справедливую компенсацию, они пытаются привести ее к разорению", - сетует Греко.

Как сказал "Ведомостям" Альберт Хольцаппель, пресс-секретарь Heineken, юристы пивоварни знают о назначенном на 3 марта судебном процессе и готовятся к нему. По словам Хольцаппеля, Heineken начнут варить на питерском "Браво" в марте, а его компания всегда придерживалась условий контракта при работе с российским партнером. Необычно большой размер требуемой компенсации он назвал "спекуляцией".

Сумма иска удивила и российских экспертов. По оценке Андрея Стерлина, гендиректора маркетингового агентства "Бизнес Аналитика", в прошлом году объем продаж тарированного Heineken в России оценивался в $5 - 6 млн. Альберт Еганян, управляющий партнер юридической фирмы Vegas-Lex CIS, полагает, что, если голландский суд и встанет на сторону российского дистрибьютора, размер компенсации будет существенно скромнее его требований. Подобные дела в России обычно заканчивались неудачей для российских торговых компаний. Например, в середине 1990-х один из крупных производителей корейской бытовой техники и электроники сумел выиграть дело против своего российского дистрибьютора, после того как изменил условия контракта.

Источник: Ведомости