25.02.2003

Кино как двигатель торговли



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - В Петербурге открылся первый кинотеатр, который является частью торгового центра. В разной степени готовности находятся еще около десятка комплексов, предусматривающих соседство магазинов с мультиплексами. В крупных торговых центрах, строящихся в городе, до трети площадей отводится под развлечения и общепит. Инвесторы, уделившие недостаточно внимания инфраструктуре отдыха, переделывают концепции своих проектов уже по ходу их реализации.
"Торговому центру необходим "магнит", который является побудительным мотивом для его целевого посещения и позволяет завлечь покупателей на более продолжительный срок, - считает руководитель группы оценки недвижимости Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский. - Особой ценностью обладают семейные "магниты". К ним относятся и кинотеатры".

Дебютным проектом, сочетающим торговлю и зрелища, в Петербурге стал кинотеатр NEO на Большом проспекте Васильевского острова, который заработал перед новогодними праздниками. Он расположился в двухэтажной пристройке к комплексу "Балтийский" и соединен с основным зданием торговой галереей. Сам торговый центр площадью 11 000 кв. м открылся в реконструированном здании бывшей фабрики-кухни еще осенью 2000 г. Владелец "Балтийского" - холдинг "Адамант" - решил использовать небольшой участок земли рядом с комплексом для строительства кинотеатра. Это совместный проект "Адаманта" и Банкирского дома "Санкт-Петербург ". Последний намерен создать в городе целую сеть современных кинотеатров и мультиплексов, использующих систему звука dolby surround. NEO невелик: два его зала рассчитаны на 180 и 69 мест. Площадь кинотеатра - 900 кв. м. Строительство и оборудование обошлось в $1,5 млн.

Более крупные киноцентры предусмотрены в трех строящихся комплексах "Адаманта", которые выходят на рынок в 2003 - 2004 гг. Их оператором также станет Банкирский дом "Санкт-Петербург ".

В частности, четырехзальный мультиплекс запланирован в торгово-развлекательном центре "Заневский каскад", который откроется осенью рядом с новым Ладожским вокзалом. "Адамант" подключился к проекту в декабре 2002 г. , заключив договор о совместной инвестиционной деятельности с заказчиком строительства - ООО "ТМПТЦ "Темп". К тому времени стало очевидно, что финансовых ресурсов "Темпа" недостаточно для завершения стройки и срок сдачи комплекса откладывается. ( "Заневский каскад" должен был заработать к 300-летию города. ) По инициативе нового инвестора концепция "Каскада" была переработана. Президент холдинга "Адамант" Игорь Лейтис считает, что теперь проект приблизился к реальным потребностям рынка. В частности, в нем появился киноцентр. Под развлекательную функцию целиком отведен верхний, четвертый, этаж комплекса. Возведение здания общей площадью 32 000 кв. м (включая многоярусный паркинг) обойдется в $15 млн.

В прошлом году по такой же схеме (договор о совместной деятельности) холдинг стал участником другого торгового долгостроя. Проект "Комплекс-2000" стартовал еще до кризиса 1998 г. Однако с тех пор на стройплощадке рядом со станцией метро "Проспект Просвещения" появился только забор. "Адамант" полностью перекроил проект. Площадь комплекса увеличилась вдвое - до 45 000 кв. м, а его "якорями" стали четырехзальный кинотеатр, супермаркет, фудкорт, фитнес-центр. Весной 2004 г. стройка должна завершиться, а часть площадей будет введена в строй уже этой осенью.

Еще один мультиплекс на шесть залов расположится в ТК "Меркурий", который "Адамант" строит в Приморском районе, на выезде из города.

Многозальные кинотеатры - непременный атрибут огромных торгово-развлекательных комплексов ООО "Макромир". Согласно идеологии компании под кинозрелища отводится около 10% площади комплексов. Например, в ТК "Телецентр" запланирован шестизальный мультиплекс, оператором которого стала московская сеть "Каро Фильм". ( "Телецентр" будет возведен к концу 2004 г. рядом со станцией метро "Пионерская" на месте незавершенного и брошенного студийного комплекса ГТРК "Петербург - 5 канал". ) В другом проекте "Макромира" - "Европа Центр" на проспекте Стачек - предусмотрен мультиплекс аж на девять залов, что, по расчетам руководства компании, сделает комплекс площадью 100 000 кв. м центром межрайонного притяжения.

Киноторговые гибриды строятся не только на "спальных" окраинах, где за годы реформ самоликвидировались многие кинотеатры, но и в центре города. Например, семизальный мультиплекс включен в состав торгового комплекса "Пик", который возводится на Сенной площади и должен заработать осенью. ЗАО "Советник", заказчик строительства, уже заключил предварительный договор аренды с компанией "Роскинопрокат", которая будет управлять киноцентром и прилегающей к нему развлекательной зоной. По словам исполнительного директора ТК "Пик" Николая Попова, для мультиплекса емкостью около 1000 мест будет предусмотрен круглосуточный режим работы. "Впервые в Петербурге мы предложим зрителям vip-зал со спецэффектами: раскачивающимися креслами и имитацией ветра или дождя, если это предусмотрено сюжетом", - говорит он.

Наиболее продвинутые девелоперы отдают себе отчет в том, насколько усилится конкуренция среди торговых комплексов через полтора-два года, когда на рынок должна выйти основная часть заявленных проектов. Это вынуждает их тщательнее прорабатывать концепции и реализовывать затратные бизнес-идеи. Например, на Сенной площади в непосредственном соседстве окажутся два крупных торговых объекта - "Сенная" (60 000 кв. м) и "Пик" (32 700 кв. м). Генеральный директор ООО "Торговый комплекс "Сенная" Сергей Игонин комментирует: "Мы уже заключили контракты со всеми "якорными" арендаторами, и я думаю, за последние помещения торговые фирмы будут конкурировать. У "Пика" роль основного "магнита" сыграет современный мультиплекс, а у нас мощными центрами притяжения станут крупнейший в России боулинг на 36 дорожек и самый просторный в городе "Детский мир" с аттракционами и кафе. Форматы у комплексов разные, поэтому оба они смогут эффективно работать".



Источник: Ведомости