26.02.2003

"За вас заплатят". Страховщики начали пропагандировать обязательную автогражданку



Не надеясь на сознательность россиян, страховщики решили заняться пропагандой автогражданки. 1 марта на улицах Москвы появятся 50 плакатов, убеждающих граждан в необходимости застраховать автогражданскую ответственность, а с мая страховщики обещают начать полноценную рекламную кампанию. Но эксперты рекламного рынка предупреждают, что страховщики готовы потратить на нее слишком мало, а потому кампания рискует провалиться.
Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, по которому каждый автовладелец обязан будет приобрести страховой полис, вступит в силу 1 июля. По мере приближения этой даты страховщики задумались о продвижении в умах сограждан идеи о пользе автогражданки. Первым рекламную кампанию организовал Всероссийский союз страховщиков (ВСС) , который еще осенью прошлого года получил от правительства Москвы 30 рекламных поверхностей. Но кампания ВСС прошла почти незамеченной и быстро прекратилась.

Теперь пропагандировать автогражданку собирается небольшая Ассоциация страховщиков России (АРС). Как рассказал исполнительный директор ассоциации Дмитрий Мороз, в январе этого года АРС получила от московского правительства разрешение на социальную рекламу автогражданки на 50 - 100 рекламных щитах ежемесячно. Спонсором кампании выступит близкая к страховой группе "ЛУКОЙЛ" брокерская фирма "Центр Брокер". По данным "Эксперт РА", через брокера застраховано около 15 000 автомобилей, причем большая часть - в компании "Национальная страховая лига", на которую в Минфин поступает наибольшее число нареканий со стороны клиентов. "Центр Брокер" оплатит изготовление социальных постеров и их монтаж, а взамен получит под свой логотип 10% площади рекламной поверхности. Стоимость социальной рекламы составляет $100 - 200 за одну поверхность формата 3 х 6 м против обычных $700 - 800. Размещением постеров займется агентство "Кросс-медиа". Представитель страховой группы "ЛУКОЙЛ" говорит, что его компания также взяла на себя разработку макета рекламных плакатов.

Рекламные аналитики считают, что 50 поверхностей полноценной кампании крайне недостаточно. По данным агентства "Эспар-Аналитик", в Москве насчитывается около 19 000 рекламных поверхностей формата 3 х 6 м. Под социальную рекламу отводятся площади, не выкупленные коммерческими рекламодателями (их 5 - 7% ). Президент Российской ассоциации рекламных агентств Владимир Евстафьев говорит, что для хорошей кампании поверхностей должно быть "хотя бы 200".

Правда, страховщики обещают весной начать общую массовую рекламную кампанию автогражданки. Этим займется Российский союз (РСА) автостраховщиков, объединяющий 50 компаний - претендентов на автогражданку. Начальник управления общественных связей союза Андрей Щавелев обещает, что основной пик рекламной активности придется на май - июнь этого года - за два месяца до вступления закона в силу. Щавелев говорит, что планируются и прямая реклама, и ролики на телевидении.

Социальные кампании в России уже проводились. В 1997 г. Центробанк пытался объяснить населению смысл деноминации рубля, а Министерство по налогам и сборам рекламировало подоходный налог в 13% и призывало его платить. Затраты на такие проекты всегда различны. Замначальника департамента по информационной политике МНС Евгений Чикунов уверяет, что реклама "практически ничего не стоила". "Мы не тратили денег, готовились письма министра в СМИ с просьбой разместить материалы", - говорит он. А директор проекта фонда "Открытая Россия" Ирина Ясина, возглавлявшая департамент управления общественных связей Центробанка, сказала, что разъяснение проблемы деноминации рубля обошлось ЦБ в $8 млн.

"Нам далеко до ЦБ", - говорит Щавелев. Рекламный бюджет РСА пока оценивается в $200 000 и может увеличиться вдвое. Партнер агентства "Михайлов и партнеры" Павел Зотов считает, что этого очень мало. По его словам, население будет знать о законе, но положительное восприятие сформировать будет сложно. По его оценкам, достойная рекламная кампания может стоить около $4 млн в год.

Начальник управления стратегического развития "Группы Ренессанс Страхование" Феликс Беруль вообще считает рекламу автогражданки неэффективной. Он уверен, что 70% москвичей уже готовы к обязательному закону. "Самое неготовое у нас - государство, так что если и ставить плакаты, то у Белого дома или у Минфина", - говорит он. Другой страховщик добавляет, что за его компанию "и так все отрекламирует ГАИ". Впрочем, другие страховщики, наоборот, считают рекламу автогражданки полезной. "Мы же хотим, чтобы полисы были оформлены вовремя", - заключает замгендиректора "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов.

Источник: Ведомости