27.02.2003

Россия превратится из "чайной" страны в "кофейную".



В середине февраля Москву посетил исполнительный директор Международной организации по кофе (ICO) Нестор Осорио. Целью визита "кофейного" чиновника было обсуждение возможного вступления России в ICO. Причина подобного интереса к нашей "северной" стране проста – российский кофейный рынок абсолютно не насыщен и, одновременно, развивается очень быстрыми темпами. Естественно, что для ICO, представляющей интересы главных кофейных держав, Россия превратилась в очень перспективного партнера. Производители кофе хотят приучить россиян к употреблению «настоящего» зернового кофе и опередить, таким образом, международные корпорации, производящие растворимый напиток.

Мировой рынок кофе переживает сегодня один из самых сложных периодов за всю свою историю. Цены на кофе достигли десятилетнего минимума – чуть больше 60 центов за фунт. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, сейчас спрос на кофе существенно ниже предложения. В прошлом "кофейном" году, с октября 2001 года по сентябрь 2002 года, производство кофе в мире составило 7,2 млн тонн, тогда как в мире было "выпито" лишь 6,3 млн тонн. И, если судить по прогнозам ICO, в этом году мировое потребление кофе продолжит снижаться. Сейчас главным виновником перенасыщения рынка эксперты называют Вьетнам, который за последние годы сумел превратить во второго после Бразилии производителя кофе в мире. Сейчас вьетнамцы производят порядка 900 тысяч тонн кофе в год, в то время как Бразилия – 2 млн тонн в год.

Сами страны производители кофе считают, что во всех их бедах виноваты крупные транснациональные корпорации, занимающиеся и кофейным бизнесом. Сейчас три компании - Nestle, Kraft Foods и Paulig Sara Lee Export - контролируют почти половину мирового рынка кофе. Эти монополисты, по мнению кофеэкспортеров, преимущественно относящихся к странам третьего мира, сбивают цены на сырье, при этом удерживая высокую стоимость конечного продукта – например, растворимого кофе. Тем самым они получают огромные прибыли.В качестве примера обиженные страны-производители кофе приводят простой пример. Двадцать лет назад на долю кофепроизводителей приходилась треть всех мировых доходов от экспорта кофе (около 30 млрд долларов) – порядка 10 млрд долларов. Сейчас объем мирового рынок кофе превысил отметку в 50 млрд долларов, а доходы стран-производителей кофе упали до 8 млрд долларов.

Любопытно, но повлиять на сложившейся в мире "кофейный" баланс сил может Россия, страна, казалось бы, не имеющая никого отношения к производству кофе. Дело в том, что в отличие от всего "развитого" мира потреблении кофе в России быстро растет. И сейчас компания или страна-экспортер, закрепившиеся на российском рынке, в будущем смогут получать очень солидные доходы. По данным Организации производителей кофе в России (ОПК), в прошлом году потребление этого напитка в стране достигло 80-85 тыс. тонн. Ассоциация "Росчайкофе" оценивает объем российского кофейного рынка почти в миллиард долларов. По сравнению с 2001 годом рост составил 10-15%, причем, по прогнозам, ОПК в этом году кофейный рынок будет увеличиваться такими же темпами.

По мнению Кирилла Болматова, представителя одного из крупнейших производителей продуктов питания в мире компании Kraft Foods, увеличение потребления кофе в России напрямую связано с увеличением благосостояния россиян. Схожей точки зрения придерживается и исполнительный директор ОПК Алексей Поповичев. "Высокие темпы роста потребления кофе в России объясняются тем, что до последнего времени этот рынок был практически не развит, - сказал РБК Алексей Поповичев. - Россия и сейчас сильно отстает от других стран по уровню потребления кофе. Сейчас в стране выпивается около 160 чашек кофе на человека в год, тогда как в Латинской Америке 300 чашек, а в Западной Европе вообще 700".

Формирующийся российский кофейный рынок оказался сейчас на своеобразном перепутье. Теоретически он может развиваться по двум направления – "растворимом" и "зерновом". Сейчас 87% потребляемого в России кофе приходится на растворимую версию этого напитка. Аналогичная структура потребления кофе отмечается в США и Великобритании, странах, которые, как известно, не отличаются особой гастрономической изысканностью. В этом случае, сливки с российского рынка, будут скорее всего снимать транснациональные корпорации, на которые приходится львиная доля производства «кофейного порошка». Другой вариант – это, все-таки, рост потребления натурального варианта кофе, собственно зерен, единственным недостатком которых является высокая цена. В этом случае, шансы закрепиться на российском рынке появляются у прямых поставщиков кофе, вроде Кении или Колумбии.

Интересно, что уже сейчас многие отечественные компании заинтересовались именно этим направлением. В России развивается продажа так называемого specialty сoffee – "штучного" кофе, который можно сравнить с дорогим вином. Популяризации "натурального" кофе во многом способствует и "кофейный" ритейл. Практически не развитый в прошлом сегмент кофеен сейчас стремительно «набирает вес» в Москве и Питере. Например, даже такой фаст-фуд как McDonald's развивает в столице сеть кофеен McCafe. За счет развития этого бизнеса компания планирует увеличить свои обороты в России на 10%. Ближайший конкурент McDonald's, корпорация "Ростик Групп", (компания, в частности, управляет ресторанами "Ростик’c", "Патио Пицца" и др.) также развивает собственные кофейни "Мока Лока". Открытием кофеен в Москве занимаются и более мелкие фирмы вроде "Галереи Алекс" (продвигает сеть кофеен "Шоколадница").

Большинство компаний сходятся во мнении, что этот рынок практически не насыщен и на нем сегодня очень низкая конкуренция. Сейчас оборот ресторанов быстрого питания в Москве составляет порядка 500 млн долларов в год, причем на кофейни приходится лишь 10 млн долларов. "Мы начали развивать сеть собственных кофейных потому, что эта ниша практически не занята, - сказала РБК представитель "Ростик Групп" Валерия Силина. – В настоящий момент большинство кофеен находится в центре, тогда как окраинах города их практически нет. Поэтому сейчас при открытии своих кофеен мы делаем акцент на спальные районы и крупные торговые центры. При этом мы хотим сделать наши кофейни как можно более демократичными – сейчас чашка эспрессо стоит у нас 29 рублей".

Некоторые эксперты прогнозируют в ближайшие годы в Москве настоящий бум на рынке кофеен. По одним оценкам, потенциал московского рынка кофеен составляет 3 тысяч кафе, при том что сейчас в Москве действует около 130 заведений. Правда, крупные игроки на этом рынке считают такие оценки нереальными. Основная причина – это то, что кофейни пока доступны далеко не каждому и говорить о том, что "любая бабушка" может прийти и попить в ней кофе не приходится. Хотя исправить это положение довольно просто. "В большинстве действующих кофеен, особенно это касается центра, очень большая наценка. В среднем чашка кофе стоит 100-120 рублей, при том, что ее себестоимость раз в десять меньше", - сказал РБК один из участников рынка. "Я думаю, скоро среди кофеен будет наблюдаться та же градация, что и среди других ресторанов . Появятся дорогие кофейни с шикарными интерьерами и дорогими коньяками к кофе, будут развиваться кофейни для среднего класса, возникнут большие сети демократичных кофеен, так сказать кофейный fast-food", - считает Валерия Силина.

Правда, участники кофейного рынка сходятся во мнении, что для успешного "продвижения кофе в массы" нужно действовать достаточно продуманно и постепенно. Во-первых, кофе должен ассоциироваться, прежде всего, с высоким качеством. Поэтому необходимо для начала навести порядок на внутреннем рынке. Именно поэтому, среди всего прочего, ICO и заинтересована принять Россию в свои ряды – членство в организации обязывает взять на себя определенные обязательства по качеству закупаемого за рубежом кофе. На мировой рынок сейчас стало поступать много некачественных зерен, вследствие чего в прошлом году ICO была вынуждена сильно ужесточить свои требования. "До начала этого года в России действовал старый ГОСТ на кофе, - говорит Алексей Поповичев, глава Организации производителей кофе в России. - Он позволял под видом чистого кофе спокойно продавать кофейный напиток, где содержание собственно кофе составляло 40-60%. Естественно, что этот напиток по своим вкусовым качествам далек от нормального кофе. Проблема заключается в том, что потребитель может решить, что любой кофе обладает такими же вкусовыми качествами, и, соответственно, вряд ли когда захочет снова его попробовать. Негативно на имидж кофе в России влияют и многочисленные подделки под известные кофейные брэнды". А, во-вторых, кофе – не продукт первой необходимости, и для роста продаж нужно создавать определенную культуру потребления, где напиток станет частью "образа жизни". Что, естественно, потребует не один год.

KOLOS.RU

Источник: ИАЦ "Информкондитер"