03.03.2003

Равноценная замена. Торговать аксессуарами и мелодиями становится выгоднее, чем телефонами



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Темпы подключений к сотовым сетям в Москве и Петербурге неумолимо уменьшаются, и рынок услуг мобильной связи вот-вот приблизится к насыщению. И хотя с ростом абонентской базы средний доход от одного абонента снижается, у операторов нет повода для беспокойства - компенсировать потерянные доходы со временем сможет дополнительный сервис.

Создание и продажу логотипов и мелодий можно считать самым перспективным и быстро растущим сегментом рынка побочных услуг в сфере сотовой связи. По оценкам участников рынка, сегодня только в Петербурге ежемесячно происходит около 500 000 заказов логотипов/мелодий. Если учесть, что средняя стоимость единицы составляет $0,50, то объем рынка уже составляет около $250 000 в месяц. Конечно, в доходах сотовых операторов это все еще капля в море, но темпы нарастают стремительно. Это объясняется и тем, что рынок лишь к осени 2002 г. массово осознал новые возможности, и тем, что все большее количество телефонов позволяют закачать в них мелодию и логотип (или его производные - электронную открытку и экранную заставку). В 2001 г. такие сервисы поддерживали лишь трубки Nokia и Siemens, а сегодня аналогичные возможности предоставляют многие модели фирм Samsung, Motorola, Alcatel и LG.

На рынке мелодий/логотипов, который начал формироваться лишь полтора года назад, действует несколько десятков фирм. Ключевые контент-провайдеры родом из Петербурга: это компании SPN Digital, "Инфон", которые сообща контролируют 60% рынка по всей России, а также СПИК, iFree и "Сотка.ru". В июне 2002 г. на петербургский рынок логотипов/мелодий для трубок вышла финская группа Jippii. Провайдеры заботятся о легальности бизнеса. Права на использование и аранжировку каждой мелодии они приобретают у правообладателей - звукозаписывающих компаний, самих музыкантов или их родственников. При этом в Интернете действуют десятки сайтов, предлагающих пиратские мелодии, которые зачастую очень отдаленно напоминают оригинал и вызывают разнообразные проблемы при установке.

Деньги из воздуха.

Технология продаж у всех легальных компаний одинакова: абонент отправляет текстовое сообщение (SMS) с номером желаемого логотипа или мелодии на специальный номер, который имеется у GSM-оператора, и через несколько секунд получает заказанное на свой мобильный телефон. Далее следуют несколько нехитрых шагов по установке, и вот уже сотовый телефон звонит "Муркой" или "Похоронным маршем", а вместо привычного логотипа "МегаФон" либо МТС на его экране красуется обнаженная женская грудь или надпись "Кто прочел, тот осел".

Доходы от продажи делят между собой контент-провайдер и оператор, при этом первому обычно достается 30 - 50% суммы, уплаченной абонентом. Поначалу сотовые операторы не относились к этим услугам серьезно, однако последующие события на рынке заставили их в корне изменить свое мнение. Менеджер по новым услугам северо-западного филиала "МегаФона" Кирилл Шрамко говорит, что логотипы и мелодии - вторая по популярности услуга после отправки SMS.

"Пока доходы от этих услуг составляют лишь несколько процентов общего оборота, но мы все равно уделяем им внимание - ведь это еще и наше дополнительное преимущество для новых абонентов", - говорит Шрамко.

С ним согласен Илья Нестор, старший специалист сектора развития услуг "Телекома XXI", "дочки" МТС на Северо-Западе. "Логотипы и мелодии - это и дополнительные доходы, пусть пока и небольшие, и дополнительная имиджевая составляющая, которая повышает лояльность абонентов", - говорит Нестор.

"Всем понятно, что рынок огромен, и сейчас лишь самое начало, - говорит управляющий директор iFree Кирилл Петров. - Ведь только подключившись к "ВымпелКому", "МегаФону" и МТС в Петербурге и Москве, контент-провайдер сразу получает доступ к 10 млн покупателей, которые могут совершить покупку одним нажатием клавиши на телефоне".

Вне конкуренции.

Несмотря на обилие игроков, участники рынка отмечают отсутствие прямой конкуренции. По словам гендиректора "Инфона" Павла Колесникова, каждый провайдер использует свои информационные каналы, которые пока не пересекаются.

Продать логотип или экранную заставку, не предъявив товар лицом, невозможно. При этом предложение лидеров рынка насчитывает тысячи логотипов и мелодий. "Инфон" использует для информирования о своей продукции рекламу в печатных СМИ, СПИК рассылает листовки с перечнем услуг абонентам "МегаФона", iFree делает упор на продвижении рекламных открыток, а SPN Digital рекламируется в специальном журнале "Pro Телефон", который издает входящий в тот же холдинг "Издательский дом СПН". Jippii в основном довольствуется интернет-сайтом, который рекламирует и офлайновыми средствами, например стикерами в метро.

Сайты с каталогами продукции есть у большинства контент-провайдеров. Гендиректор SPN Digital Павел Бондзинский отмечает, что через Интернет приходит не более 5% пользователей. "Зато с выходом очередного номера журнала "Pro Телефон" количество загрузок возрастает на несколько тысяч в день", - говорит Бондзинский.

Далее везде.

Закрепившись в Петербурге и Москве, лидеры рынка идут в регионы. "Инфон" уже работает с операторами СМАРТС (Самара) , "Южноуральский сотовый телефон" (Челябинск) , "ЕнисейТелеком" (Красноярск) , а также с дочерними компаниями МТС в Краснодаре и Новосибирске. Кроме того, у "Инфона" есть контракты с тремя GSM-операторами Эстонии, и теперь компания собирается выйти на рынки Латвии, Литвы и Финляндии.

SPN Digital, который уже поставляет контент абонентам украинских операторов, по словам Павла Бондзинского, в 2003 г. планирует закрепиться в 10 регионах России.

Все контент-провайдеры отмечают, что их продукция имеет ярко выраженную национальную привязку. Павел Бондзинский подчеркивает, что самые популярные логотипы содержат типично российский юмор - фразы из популярных анекдотов и присказок. К примеру, "Снимаю. Порчу" или "Шеф на проводе" (с болтающимся на веревке силуэтом).

"Мы выяснили, что нашими клиентами в Эстонии являются представители русскоязычного населения, - говорит Павел Колесников. - Наш юмор и музыкальные пристрастия отличаются от других". Для того чтобы привлечь под свои знамена и эстонцев, "Инфон" собирается взять на работу эстонских дизайнеров и аранжировщиков.

Двигаться дальше.

Контент-провайдеры стараются выводить на рынок новые услуги. Например, iFree уже реализовал голосовой портал "Классика эротики" и канал анекдотов, построенный на технологии интерактивного речевого меню (IVR, или Interactive Voice Response). Обе услуги пока доступны только абонентам МТС в Петербурге. Минута эфирного времени обходится пользователю в 30 - 50 центов. "Мы - единственный контент-провайдер, использующий все каналы доступа к услугам: через SMS, живого оператора, технологию IVR и WAP, - говорит Кирилл Петров. - Иногда одна услуга доступна сразу через несколько каналов: например, с помощью IVR можно прослушать мелодию прямо с телефона, а через SMS - ее заказать".

Павел Колесников замечает, что логотипы и мелодии - уже не самая востребованная услуга в арсенале "Инфона", большой оборот у компании приходится на телевизионные проекты. Компания проводит ежедневные программы на двух петербургских каналах - телевикторину "SMS-блиц" на ТВ-3 и "ТВ-чат" на "Невском канале". Участвовать в них пока могут лишь абоненты северо-западного филиала ОАО "МегаФон".

В "SMS-блице" с помощью коротких текстовых сообщений (стоимостью $0,60 каждое) предлагается отвечать на вопросы викторины и бороться за приз. "ТВ-чат" менее рационален: любой желающий может отправить свое SMS, которое на пару секунд загорится на экране телевизора. Стоимость отправки каждого сообщения - $0,24, а заплатив $0,60, можно влезть без очереди и еще выделить свое сообщение ярким цветом. По наблюдению корреспондента "Ведомостей", новые сообщения в "ТВ-чате" "Инфона" появляются каждые 1,5 - 2 секунды, каждые 30 - 40 секунд на экран вылезает срочное цветное сообщение, а количество участников действа исчисляется не одной сотней. Сами сообщения малоинформативны: "Анюта, ты чудо", - сообщает один полуночник, "Сохатый нажрался пива в мясо", - откликается второй, "На трезвую голову чат как-то не прет", - откровенничает третий. Тем не менее оборот часовой передачи можно оценить в несколько тысяч долларов.

ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ.

Если сотовые операторы могут повысить доходы за счет контент-услуг, то дилеры восполняют неполученную прибыль за счет продажи аксессуаров, в первую очередь чехлов и сумочек для телефонов.

Увидев, что производство чехлов стало неплохим бизнесом, в эту нишу устремились и сами дилеры. Например, компания Telecom Point, владеющая 21 магазином средств связи в Петербурге, летом 2002 г. начала производство чехлов под маркой Premier, а к выставке "Норвеком-2003" представила собственную коллекцию. "Доходы населения в России не очень велики, и далеко не все часто меняют сотовые телефоны, - говорит Екатерина Горденина из Telecom Point. - Зато все могут легко сменить внешний вид аппарата с помощью нового чехла". Многие дилеры отмечают, что в последние несколько месяцев на рынке аксессуаров начался бум. Никто из торговцев не решается оценить объем рынка, но все сходятся во мнении, что на каждый проданный телефон в среднем приходится 1,5 - 2 чехла.

Новинкой рынка аксессуаров стали полимерные наклейки для корпуса телефона или чехла. Осенью прошлого года их стало выпускать рекламное агентство Gran Prix. К февралю 2003 г. агентство продало более 50 000 наклеек по цене 20 - 30 руб.

Свои наклейки начал выпускать и Telecom Point. В отличие от продукции Gran Prix они мигают при входящем звонке. Цена таких наклеек 50 - 100 руб.

"Миллионерами дилеры на наклейках не станут, - говорит директор Gran Prix Григорий Рейфер. - Но при легальной растаможке прибыль от импорта сотового телефона за $100 составит всего $5. А одна наклейка сразу приносит $0,5 - 1".

Источник: Ведомости