07.03.2003

ROMIR Monitoring закончил проведение исследования по заказу фонда "ФОРА".



Проект явился первым в России крупным межрегиональным исследованием по вопросу воздействия микрофинансирования на развитие малого бизнеса, на качество жизни предпринимателей и вовлечение малоимущих слоев населения в предпринимательскую деятельность.

Как считают организаторы, исследование показало, что поддержка малого бизнеса с помощью микрофинансовых программ является одной из эффективных форм борьбы с бедностью, так как помогает адаптации населения к рыночным условиям, способствует развитию предпринимательской активности и созданию новых рабочих мест, что особенно актуально в условиях их слабой социальной защищенности и недостаточной поддержки малого бизнеса со стороны государства. Полученные данные показывают, что большинство клиентов Фонда "Фора", составляют самые мелкие предприниматели, главным образом, из сферы розничной торговли 87,7%, которые имеют ограниченные финансовые возможности и берут микрозаймы для укрепления своего бизнеса.

По мнению аналитиков, предприниматели, которые пользуются микрофинансовыми услугами, более уверенно чувствуют себя в экономическом пространстве, имеют больше возможностей противостоять неблагоприятным изменениям в рыночной коньюктуре и более оптимистично, чем предприниматели без опыта получения микрозаймов, смотрят на перспективы развития своего бизнеса (оптимистические оценки дали 64,6% опрошенных клиентов Фонда и 53,9% не клиентов).

Исследование показало, что предприниматели-клиенты высоко оценивают уровень микрофинансовых услуг, предлагаемых Фондом "Фора" (59,3% поставили оценку "отлично", 35,1% - "хорошо"). Однако исследование показало, что тенденции развития малого бизнеса в целом приводят к увеличению на рынке микрофинансирования потребности в более крупных займах. Прослойка предпринимателей, проявляющих интерес к займам в размерах 20-30 тысяч рублей, постепенно сокращается.

Как считают эксперты, процесс вовлечения населения в малый бизнес продолжается (31% респондентов интересуются возможностью открытия своего дела), однако темпы этого вовлечения, по сравнению с ситуацией пятилетней давности, несколько сократились. Главная причина этого - значительно возросший объем необходимого стартового капитала, что связано с общим развитием российской экономики.
Полученные данные свидетельствуют, что существуют большие возможности для расширения круга предпринимателей, пользующихся услугами микрофинансовых организаций. Практика пользования микрозаймами в малом бизнесе находится на начальных стадиях развития. Из опрошенных предпринимателей (не клиентов Фонда) 64,4% проявили интерес к программе микрофинансирования.

Данный проект имеет характер мониторинга. После проведения второй и третьей волны исследования появиться возможность проследить динамику процессов, происходящих в малом бизнесе России, сравнить параметры воздействия микрофинансирования на предпринимательскую среду, выявить тенденции и закономерности в сложном процессе адаптации населения к предпринимательской деятельности.

Источник: Advertology.Ru