11.03.2003

Ford стал российским на 20 процентов.



Компании Ford Motor, как выясняется, не так уж сложно исполнять обязательства, позволяющие ей получать льготы при импорте комплектующих в Россию. Как выяснили "Ведомости", уровень локализации на заводе Ford во Всеволожске уже достиг 20%. Впрочем, это не означает, что каждая пятая деталь для российского Ford Focus сделана в России. Просто понятие "локализация", прописанное в соглашениях с Ford, включает в себя все затраты, относимые на себестоимость.
Компания Ford приняла решение строить завод в России после того, как федеральное правительство освободило ее от уплаты таможенных пошлин при импорте комплектующих. В обмен на это Ford пообещала в течение пяти лет с запуска конвейера во Всеволожске довести до 50% уровень локализации на своем российском предприятии.

Завод заработал в июле прошлого года. Однако, как сообщила "Ведомостям" пресс-секретарь российского подразделения Ford Оксана Хартонюк, "по состоянию на 1 марта локализация [уже] достигла 20% ".

По ее словам, в момент запуска серийного производства автомобилей этот показатель составлял 12%. Бурный рост локализации за столь короткий период она объяснила заключением новых контрактов с российскими поставщиками: "Если при запуске завода их было всего два-три, то теперь - восемь".

Впрочем, затраты на продукцию российских поставщиков пока очень слабо влияют на себестоимость российского Ford Focus. Например, на днях компания сообщила о двух контрактах с двумя новыми партнерами: питерская компания "Континентал Пласт ЛЛС" теперь будет поставлять для российского производства Ford Focus бачки стеклоомывателя, а подмосковная "ЦентрСпиртПромПереработка" - жидкость для очистки стекол.

Оксана Хартонюк признает, что рост локализации обусловлен и другими факторами. По сути дела, под термином "локализация" подразумеваются не только закупки комплектующих, но и все затраты, относимые на себестоимость, - расходы на электроэнергию, оплату труда, амортизацию и т. п.

Аналитик "Тройки Диалог" Андрей Кормилицын отмечает, что в инвестиционном соглашении Ford с правительством России в самом деле четко не прописано, что же понимать под локализацией. "Если в это понятие входят все накладные расходы, то достичь показателя в 50% за пять лет вполне реально", - считает он. О том же говорит аналитик Brunswick UBS Warburg Владимир Савов. Он отмечает, что обычно в себестоимости легкового автомобиля 10 - 15% занимает заработная плата сотрудников предприятия, 8 - 10% уходит на амортизацию и еще около 10% - на оплату электроэнергии. "Получается, что собственно комплектующие в себестоимости машины составляют 65 - 70% , а значит, достичь заявленных 50% локализации заводу во Всеволожске будет несложно", - резюмирует аналитик.

Замгендиректора департамента общего аудита компании "ФБК" Ирина Яцковская полагает, что если постараться, то достичь 50% -ной отметки можно и раньше, чем через пять лет, - причем опять-таки не за счет закупок отечественных запчастей. По мнению Яцковской, все будет зависеть от того, как именно Ford будет рассчитывать себестоимость автомобилей. "Искусственно сократить процент затрат на закупку импортных комплектующих в себестоимости можно путем увеличения других трат - например, на амортизацию, - говорит эксперт. - Ford вложила во Всеволожске $150 млн, и если, к примеру, они [инвесторы] решат, что это предприятие будет работать около 30 лет, то ежегодно на амортизацию будет уходить по $5 млн".

По всей видимости, форсировать закупки российских запчастей завод во Всеволожске пока не собирается. "Мы планируем соответствовать графику [роста локализации], установленному правительством", - говорит Оксана Хартонюк. По ее словам, итоговый барьер в 50% локализации завод во Всеволожске перешагнет на пятом году своего существования.

Источник: Ведомости