11.03.2003

Импортеры масла занялись производством. И купили один из крупнейших маргариновых заводов



Трое российских импортеров растительного масла установили контроль над одним из крупнейших отечественных производителей маргарина - Евдаковским масложировым комбинатом (Воронежская обл. ). Прежние владельцы ЕМЖК предлагали комбинат крупным агропромышленным холдингам, но те сочли актив непривлекательным.
Как сообщил "Ведомостям" замгендиректора Евдаковского комбината (ЕМЖК) Игорь Альков, три торговых дома - "Наутилус" (Москва) , "Ролф" (Санкт-Петербург) и "Маргариновъ" (Воронеж) , - объединившись с неким воронежским сырьевым оператором, купили в конце февраля контрольный пакет акций масложирового предприятия. Альков не стал раскрывать имя четвертого участника инвестиционного пула, равно как и финансовые подробности сделки.

ОАО "Евдаковский масложировой комбинат" (Воронежская обл. ) входит в пятерку ведущих производителей маргарина в России. Мощности комбината рассчитаны на выпуск 6000 т маргарина ежемесячно и 400 т рафинированного растительного масла в сутки. По данным СКРИН "Эмитент", за три квартала 2002 г. выручка ЕМЖК составила $15,6 млн, чистая прибыль - $238 000.

ООО "Наутилус" и ООО "Ролф" являются эксклюзивными дистрибьюторами целого ряда марок растительного масла: аргентинских Clarina и Familiar, бельгийских Reddy и Sunny Gold, французской Cristy, голландской UNOLI и транснационального брэнда "Олейна", поставляемого из Франции. С 2000 г. "Ролф" выпустила в продажу собственные брэнды - "Каролина", "Солнце мое", "Таврия", "Кумушка", "Веснушка".

По данным СКРИН "Эмитент", на начало февраля 2003 г. основными акционерами ЕМЖК числились Роман и Петр Буздалины (19,74% и 19,97% акций) , Сергей Усов (19,97% ), ОАО "Русская земля" (13,91% ) и ОАО "Союзагропром" (5,1% ). Замгендиректора комбината говорит, что продавцом пакета выступило ОАО "Русская земля" и не один из упомянутых в последнем квартальном отчете ЕМЖК акционеров сейчас таковым уже не является. С президентом "Русской земли" Сергеем Солодовым связаться не удалось.

Гендиректор торгового дома "Наутилус" Михаил Никольский и владелец "Ролфа" Аркадий Фосман подтвердили факт приобретения Евдаковского комбината. По словам Аркадия Фосмана, сейчас 50% акций ЕМЖК принадлежит трем торговым домам, 25% - воронежскому сырьевому оператору, оставшиеся 25% - физическому лицу, называть которое он отказался.

По словам гендиректора ООО "Русагро-масло" (входит в группу "Русагро") Федора Огаркова, сумма сделки вряд ли могла превысить $6 млн: Огарков говорит, что владельцы ЕМЖК обращались в его компанию с предложением купить комбинат, причем разговор шел о сумме в $5 - 6 млн. "Но после проведения анализа его [комбината] деятельности мы отказались от идеи его вхождения в ГК "Русагро", - заявил "Ведомостям" Огарков, пояснив, что на реконструкцию этого предприятия, по оценке "Русагро-масло", потребуется еще $15 млн. "40% оборудования ЕМЖК нуждается в полной замене, и, кроме того, комбинат покрывает из чистой прибыли 65% выплат на социальные нужды поселка Кашенка. При чистой прибыли в 41 млн руб. в 2000 г. комбинат на соцобеспечение потратил 33 млн руб. ", - говорит Огарков.

Судя по инвестиционным планам новых владельцев ЕМЖК, их эти трудности не напугали. Руководство комбината уже обнародовало информацию о том, что на ЕМЖК планируется в течение двух лет выстроить полную технологическую цепочку - от выращивания подсолнечника до выпуска бутилированного масла (Аркадий Фосман подтвердил "Ведомостям" наличие таких планов). К осени новые хозяева намерены увеличить выпуск фасованного масла в два раза - до 5 млн бутылок в месяц. По словам Фосмана, ЕМЖК будет выпускать масло под маркой "Каролина", а также ряд новых брэндов. Кроме того, не исключена возможность, что на заводе будет разливаться масло и под зарубежными брэндами, которые до сих пор импортировались "Ролфом", - Clarina, Familiar, Reddy. "Но пока никаких договоров с правообладателями не подписано", - уточняет Фосман.

Участники рынка растительного масла разошлись в оценках перспектив коллективного проекта трех торговых домов. "В настоящий момент рынок способен проглотить еще 2,5 млн бутылок в месяц, но через два года это пространство уже будет занято другими производителями. [Ставропольский производитель растительного масла] "Астон" запустит свой [новый] завод, "Юг Руси" не полностью использует свои мощности по фасовке масла, и у нас тоже есть планы по увеличению доли на рынке", - говорит гендиректор "Русагро-масло". Менеджер компании "ЭФКО", пожелавший остаться неназванным, посчитал бесперспективной попытку вывести новый масляный брэнд на рынок, где пятерка лидеров уже определилась.

Совершенно иного мнения придерживается генеральный представитель в СНГ международной дистрибьюторской компании Slakmann Али Ходжаев. Он уверен, что "Наутилусу" и "Ролфу" даже не придется предпринимать особенных усилий по выводу масла Евдаковского комбината на рынок. "Эти компании были одними из первых, кто занялся импортом растительного масла в больших объемах, и у них очень большой опыт в дистрибьюции", - говорит Ходжаев.

Источник: Ведомости