12.03.2003

Индийские бриллианты из Приморья. Братья Ганди построили гранильный завод во Владивостоке



Как стало известно "Ведомостям", в середине марта индийские предприниматели - братья Раджеш и Сунил Ганди откроют во Владивостоке гранильный завод Primorsk Diamond, способный выпускать бриллиантов на $25 млн в год. За целое десятилетие это первый случай, когда иностранцы рискнули построить гранильные мощности в России с нуля. Эксперты не исключают, что в Приморье индусы хотят не только гранить, но и добывать алмазы.
В Индии гранится алмазов примерно на $4,5 млрд в год, в России - на $900 млн. При этом основное производство бриллиантов в России приходится на три региона - Смоленск (СГУП "Кристалл" и СП с его участием) , Москву (главные игроки - подконтрольный Льву Леваеву "Руиз Даймондс" и "Алмазный мир", созданный АК "АЛРОСА" на базе обанкротившегося московского "Кристалла") и Якутию ( "Туймаада Даймондс" и др. ).

Индийская семья диамантеров Ганди пришла в Россию в 1999 г. Раджеш Ганди создал и сейчас возглавляет гранильную фабрику в Якутии "Чорон Даймонд", которая специализируется на огранке мелких алмазов (менее 0,15 карата, или 0,03 г) - типичного для Индии сырья, с которым не привыкли работать российские огранщики. Как рассказал "Ведомостям" гендиректор "Чорон Даймонд" Раджеш Ганди, семья Ганди инвестировала около $2,5 млн в строительство гранильного завода во Владивостоке. Торжественное открытие завода с участием полпреда президента в Дальневосточном округе Константина Пуликовского, а также индийского посла в России запланировано на 19 марта. По словам Ганди, руководить новым предприятиям будет его брат Сунил. В первый год работы 150 российских огранщиков будут производить бриллиантов на $15 млн, а уже со второго года - на $25 млн в год. Примерно 60% бриллиантов будет экспортироваться, а 40% - продаваться на внутреннем рынке.

Вице-президент Ассоциации производителей бриллиантов Арарат Эвоян отмечает, что это, пожалуй, первый случай строительства гранильного завода в России иностранцами. "Как правило, зарубежные огранщики - бельгийские, израильские и другие - приходят на уже существующие мощности и в рамках СП с российскими заводами финансируют закупку сырья и организуют сбыт бриллиантов. Но с индусами иной случай. Они ориентируются на мелкие алмазы, которые российские огранщики не используют, потому что не умеют или считают невыгодным гранить", - объясняет Эвоян.

"Индусы умеют качественно гранить мелкие алмазы, это их национальный бизнес, - отмечает вице-президент "АЛРОСА" Сергей Улин и добавляет: - Российские потребители в итоге смогут купить ювелирное изделие с бриллиантом за какие-нибудь $100". Он допускает, что чисто теоретически ограночные мощности на окраине страны могут быть использованы для контрабанды сырья, но призывает априори не отказывать мастерам в способности получить дополнительную прибыль за счет производства бриллиантов в России. Первенство индусов в огранке мелкоразмерных алмазов признает и гендиректор торгового дома "Грэйс" Александр Богуславский. В конце февраля "Грэйс" в партнерстве с индийской компанией Diarus открыл подобную гранильную фабрику в Кинешме (Ивановская область).

Экспертов не смущает, что индусы решили открыть производство в Приморье, где гранильная промышленность не развита, да и большого спроса на бриллианты ожидать трудно. Вице-президент банка "Держава" Андрей Макогон говорит, что в алмазном бизнесе транспортные издержки не принципиальны, а производство бриллиантов размещается исходя из стоимости рабочей силы. "В Москве, да даже в Якутии стандарты оплаты труда огранщиков довольно высоки. В Кинешме и Приморье, где этот бизнес не развит, рабочая сила обойдется дешевле. К тому же можно завозить рабочих морем прямо из Индии", - рассуждает он. Выбор Приморья Макогон также связывает с возможными перспективами добычи алмазов в этом регионе. Гендиректор компании "Золотые и алмазные инвестиции и технологии", владеющей лицензией на разведку алмазных месторождений в Приморье, Павел Шелков говорит, что до середины прошлого года его компания совместно со структурами чукотского губернатора Романа Абрамовича занималась поиском алмазных месторождений в крае. "Вложив около $1 млн, наш партнер потерял интерес к проекту, теперь мы ищем нового", - говорит Шелков. Ганди не отрицает интереса к сырым алмазам, но подробно обсуждать эту тему пока не хочет.

Источник: Ведомости