14.03.2003

"Транснефть" не идет в Вентспилс. Российская компания отказалась от акций Ventspils nafta



Нефтяной голод довел акционеров латвийской Ventspils nafta до того, что они сами предложили "Транснефти" стать совладельцами экспортного нефтяного терминала. Но трубопроводная монополия гордо отказалась. Не исключено, что на самом деле она хочет сбить цену.
Ventspils nafta может переваливать на экспорт 16 млн т нефти и 12 млн т нефтепродуктов в год. 47,87% акций терминала принадлежат Latvijas Naftas Tranzits, объединяющей несколько фирм-экспедиторов и транспортных компаний. Правительство Латвии владеет 42,68% акций, из которых 5% зарезервированы для латвийского инвестора.

Россия вывозила через Вентспилс примерно 15 млн т нефти, что ставило порт на 2-е место после Новороссийска среди морских экспортных направлений. Но с начала прошлого года объемы сырья, поставляемого в Латвию, стали постепенно снижаться и в итоге сошли на нет - в экспортный график на I квартал 2003 г. Вентспилс вообще не попал. Аналитики и участники рынка в один голос заговорили о том, что это "Транснефть" лишила терминал работы, чтобы завладеть им. А монополия заявила, что для загрузки Вентспилса нет возможности, поскольку вся нефть, прокачиваемая в этом направлении, идет на терминалы в Приморск и Бутинге. При этом представители "Транснефти" говорили, что могут рассмотреть предложения о покупке латвийского терминала.

И вот оно наконец последовало. Как сообщил "Ведомостям" вице-президент Latvijas Naftas Tranzits (LNT) Владимир Соломатин, в начале марта Ventspils nafta отправила "Транснефти" оферту об участии в капитале компании. По словам Соломатина, акционеры Ventspils nafta предлагают выделить из концерна портовые мощности для перевалки сырой нефти (в составе Ventspils nafta также мощности по перевалке нефтепродуктов, контрольный пакет Латвийского пароходства и более мелкие активы) и привлечь в акционеры этого нового предприятия "Транснефть". При этом монополия должна не только купить акции, но и дать твердые гарантии, что нефть пойдет через Вентспилс. За основу цены взята оценка аудиторов Delloitte & Touche - $200 млн за активы Ventspils nafta без учета пароходства. "Я не готов комментировать позицию "Транснефти", потому что пока мы не получали официального ответа на наше предложение. Наша позиция в том, чтобы садиться за стол переговоров. Если "Транснефть" откажется работать с Вентспилсом, нам придется перепрофилироваться полностью на нефтепродукты либо частично на нефть, поступающую по железной дороге", - говорит Соломатин.

Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев сказал "Ведомостям", что на этой неделе его компания направила акционерам Ventspils nafta официальный отказ от сделки. По его словам, "Транснефть" не устроили ни предложенная доля в СП, ни ее цена. Он также заметил, что Вентспилс "Транснефти", да и России вообще, не очень-то нужен. "Мы можем нарастить БТС до 50 млн т, и этого на Балтике будет достаточно". По словам Григорьева, "Транснефть" не планирует в этом году качать нефть на Вентспилс.

Аналитик Доверительного и инвестиционного банка Владислав Метнев считает, что в вентспилском терминале "Транснефть", безусловно, заинтересована, а ее отказ от предложений латвийской стороны продиктован, скорее всего, желанием сбить цену. По мнению эксперта, в условиях, когда терминал стоит без нефти, этого вполне можно добиться.

Источник: Ведомости