19.03.2003

"Юрьев день" чешского бюджета. Плохая охрана инвестиций обошлась Чехии в $350 млн



Чехия должна выплатить более $350 млн. Таково решение Лондонского арбитражного суда по иску Рональда Лаудера. В начале 90-х он вложил средства в развитие телеканала "Нова", но внезапно оказался ни с чем: активы телекомпании были выведены.

30-летняя Яна Новакова из Градце Кралове просыпается в семье первой. Она включает телевизор и начинает готовить завтрак для мужа, сына и младшей дочери. На ее любимом канале показывают ежедневную утреннюю передачу "Завтрак с "Новой". Муж уходит на работу, сын - в школу, Яна убирает в квартире, дочка бежит смотреть "Телетолстячков". Конечно, на "Нове". Потом Яна утюжит и смотрит очередную серию очередной теленовеллы. На "Нове". Она забирает почту - с первой страницы ее любимой газеты "Блеск" улыбается Николь Леннертова, загадочно исчезнувшая с телеэкрана ведущая вечерней программы новостей "Новы", которую смотрит каждый третий житель Чехии.

Приятельница Яны Петра выписывает журнал "Ано" ("Да"), который издается под патронажем телекомпании "Нова". На обложке - символ "Новы" заяц Заза, который скачет по экрану в субботней еженедельной программе "Звоните директору!". В программе генеральный директор "Новы" - обвиняемый в бесчисленном множестве преступлений сенатор Владимир Железны объясняет завороженно глядящим на экран согражданам, почему черное - на самом деле белое.

С прошлой пятницы "Нова" стала еще дороже Яне Новаковой, ее подруге и каждому гражданину 10-миллионной Чехии - начиная от младенца и заканчивая пенсионером. Арбитражный суд в Лондоне принял решение, что Чешская Республика должна выплатить фирме сына великой Эсте Лаудер Рональду Лаудеру более $350 млн в качестве компенсации за несоблюдение интересов инвестора. Речь идет о защите инвестиций Лаудера все в ту же "Нову".

К такому удару по бюджету, сведенному с превышающим $3 млрд дефицитом, Чешская Республика не была готова. Хотя давно стало ясно, что рано или поздно за ошибки (либо, как считают многие, за коррупцию) членов Совета по теле- и радиовещанию налогоплательщики страны должны будут заплатить. Потому что Владимир Железны уже давно сказал, что ни его персонально, ни телекомпанию эта история не касается.

В начале 90-х годов группа интеллектуалов из молодой Чешской Республики решила создать новое телевидение. Хотелось делать нечто интеллектуальное и возвышенное. Но денег не было. И лидер этой группы, бывший пресс-секретарь правительства Владимир Железны обратился к инвесторам. Откликнулся его давний знакомый Рональд Лаудер. Тот решился вложить свои средства в развитие нового телеканала, который так и назвали "Нова". Вскорости бывшие учредители-интеллектуалы продали свои доли Железны, а канал достаточно быстро утратил свои претензии на интеллектуальность. Вместо этого он приобрел новое качество - максимальное соответствие интересам максимально широких кругов населения. Что немедленно отразилось на цене рекламы и доходах предприятий вокруг "Новы". Как и на жизненном уровне бывшего талантливого, но небогатого журналиста Владимира Железны. У него появились замок во Франции, винотека и коллекция картин. Заодно и друзья среди политиков и членов Совета по теле- и радиовещанию.

Они-то и помогли Владимиру Железны встать на путь "нового" Берлускони. Гендиректор "Новы", который к тому времени завел обыкновение вещать каждую субботу в программе "Звоните директору!", четыре года назад незаметно отошел от фирмы Лаудера, переведя всю деятельность телеканала на новую фирму. И вещал, вещал, вещал... Разбирал деятельность правительства, лоббировал интересы дружественных политических партий и бизнес-групп. Один раз даже для острастки пригрозил, что начнет кампанию против вступления Чехии в Евросоюз, что было правительством воспринято крайне серьезно.

Совет по теле- и радиовещанию был фактически создан под Железны. Заместитель председателя комитета по науке, образованию и культуре нижней палаты чешского парламента актриса Татьяна Фишерова в разговоре с "Известиями" не скрывала того, что тогдашний состав совета - результат коррупции и договоренностей между идеологически прямо противоположными фракциями парламента - коммунистами и гражданскими демократами. Но у тех и других было общее - особые отношения с Владимиром Железны и желание воспользоваться властью самого популярного телеканала. Совет выдал лицензию на вещание новой фирме, а в прошлом году продолжил ее действие до 2017 года.

Но Рональд Лаудер посчитал, что Чешская Республика нарушила не только свое собственное законодательство, но и двустороннее соглашение с США о взаимной охране инвестиций. И включил все возможные рычаги влияния - от медийных до властных. Он проинформировал Капитолий о том, что Чехия не защищает инвестиции, добился того, чтобы Мадлен Олбрайт поднимала вопрос об инвестициях Рональда Лаудера перед президентом Чехии Вацлавом Гавелом. И просто напечатал в газетах, что Чехия не выполняет свои обязательства.

А параллельно судился. И возбуждал уголовные дела против Владимира Железны. Чехия в то время боялась вывозить некоторые свои картины на международные выставки, потому что существовал реальный риск того, что они будут арестованы арбитражем.

Вскоре ситуация Железны стала патовой. Его имущество вплоть до замка во Франции было описано. Он проиграл суд, который обязал его выплатить около $30 млн. И в этот момент появился еще один игрок на медийном поле. Недавно дружественные "Нове" банки начали требовать возврата кредитов, а деньги от рекламы реквизировали для погашения задолженностей. Для Железны и его компаньонов это означало одно - появилось новое заинтересованное лицо. И крайне загадочное.

Чешская финансовая группа PPF , управляющая в России ассоциацией фондов "Петр Великий" и проникающая на страховой рынок России, приняла решение купить "Нову". И добилась этого, выкупив акции у компаньонов Железны и заплатив необходимые $30 млн.

Лаудер все это время судился. И после нескольких не слишком удачных попыток наконец его усилия принесли свои плоды в виде решения лондонского арбитража.

Сегодняшнюю реакцию чешского истеблишмента нельзя охарактеризовать иначе как "шок". Есть еще слабая надежда на то, что встречный иск Чешской республики будет удовлетворен, но даже наиболее оптимистично настроенные политики предлагают не откладывая в долгий ящик искать деньги для выплаты штрафа. Например, выпустить государственные облигации.

Рональд Лаудер великодушен. Он заявил, что желает оставаться на медийной сцене Чехии, поэтому оставшиеся после оплаты возникших за 4 года прений долгов средства проинвестирует в чешский медиа-рынок, так как по-прежнему верит в него.

Правда, пока так и непонятно, во что верить Яне Новаковой. Ее состоящая из 4 человек семья должна будет фактически заплатить $140 за удовольствие по-прежнему каждую субботу слушать Железны. Если такая возможность останется: верхняя палата чешского парламента лишила Железны, против которого возбуждены несколько уголовных дел, неприкосновенности. И сейчас ему, судя по всему, придется нелегко. Как и членам Совета по теле- и радиовещанию, распустить который настойчиво предлагают как министр культуры Чехии Павел Достал, так и министр финансов Богуслав Соботка.

Но от выплаты $350 млн Чехию это не спасет.

Источник: Известия