20.03.2003

Биодобавки тряхнут. Продавцов биодобавок просят помочь спорту



Вячеслав Фетисов, глава Госкомспорта, призвал компании, производящие пищевые добавки, оказать поддержку российскому спорту. Какой именно должна быть помощь, пока неизвестно, но ресурсы здесь немалые. Только аптечные продажи биологически активных добавок (БАД) оцениваются примерно в $1.5 млрд в год. Об объемах реализации специализированных точек, фитнес-клубов и серых поставках специалисты даже говорить боятся.

Производители всевозможных капсул и пилюль уже не один десяток лет обещают потребителям мгновенное избавление от лишнего веса, мощное повышение потенции и радикальное избавление от болей во всех органах. Благодаря доверчивости граждан выпуск БАД давно превратился в огромную индустрию, мировой объем которой равен примерно $17 млрд в год. В США, например, пищевые добавки употребляет 80% населения. Россияне более консервативны: только 5% граждан покупают БАД. Тем не менее, по данным Минздрава, на сегодняшний день в России зарегистрировано более 2 тыс. импортных и отечественных БАД. Годовой объем продаж через аптеки составляет около $1,5 млрд (почти половина объема фармрынка). Но через супермаркеты, фитнес-клубы, "Лавки жизни" и сетевой маркетинг, по оценке Николая Демидова, аналитика ЦМИ "Фармэксперт", продается как минимум в 3,5 раза больше товара. Кроме того, в последнее время становятся все более модными покупки БАД через интернет- и телемагазины.

Производство БАД у нас не лицензируется, регистрация занимает всего несколько месяцев, а специальных ограничений на рекламу не существует. Да и компаний в этом сегменте гораздо меньше, чем на фармрынке. Благодаря всему этому, по словам Александры Ушковой, директора по маркетингу сети "Аптеки 36,6", выпуск добавок является супердоходным для производителей. "До последнего времени ликвидность при продажах этих средств достигала 1000%, да и возможностей для позиционирования здесь множество", - объясняет она. В сети "36,6", где на БАДы приходится около 7% нелекарственного ассортимента, самой большой популярностью пользуются средства для похудения, мультивитаминные комплексы, противоартритные добавки и препараты для повышения потенции.

Представитель одного из зарубежных дистрибьюторов , поставляющих суперпопулярные добавки типа "Инолтры" и "Веромакса", сказал "Финансовым Известиям", что российский рынок может в ближайшие год-два вырасти на 30-40%, если освободится от контрафактной продукции, а также недобросовестной рекламы. Увеличение объемов может быть еще большим, если учесть, что сейчас ведется только учет стоимости импортных препаратов, а размеры отечественного производства БАД почти не отслеживаются. Тем временем, по наблюдениям розничных торговцев, российские компании в последнее время здесь заметно активизировались.

"В прошлом году появилось много недорогих отечественных аналогов известных добавок. Это сильно изменило структуру рынка", - считает Ушкова. "Импортные средства обычно активно раскручивают. Когда они становятся популярными, на этой волне можно выпустить несколько недорогих аналогов. Правда, жизненный цикл у них будет небольшой - пара месяцев, потом спрос утихнет, и розничные точки не будут держать препарат, - говорит Сергей Кирсанов, директор по развитию компании "Новая жизнь". - Производство биодобавок не требует особых затрат. Главное тут - рассчитать, сколько товара рынок сможет поглотить за короткое время".
Долго остаются популярными только те добавки, в продвижение которых вложены немалые деньги. По оценкам маркетинговой компании RPRG, самые большие рекламные бюджеты в 2002 году были у "Инолтры" (более $3 млн) и "Веромакса" (более $1,5 млн) (см. таблицу). "Наши оценки не учитывают региональной рекламы, которой было довольно много", - говорит Андрей Федотов, директор RPRG.

"Индустрия пищевых добавок напрямую связана со спортом и здоровым образом жизни. Поэтому они должны быть главными спонсорами всех спортивных мероприятий", - уверяет Вячеслав Фетисов . Но пока компании-производители в спонсорстве не замечены и "огромные прибыли от этой деятельности не возвращаются в сферу культуры и спорта", отмечает Фетисов. Главный спортсмен страны пока не решил, каким именно образом изготовители добавок должны помочь спортсменам, и не знает, насколько правильным будет вводить прямые отчисления для компаний. Но производителей идея поделиться уже насторожила. "Иностранные компании спонсируют спорт у себя на родине и не захотят платить в России дополнительные пошлины. А у наших нет денег даже на прямую рекламу", - сказал "Финансовым Известиям" представитель одной из компаний.


Рекламные бюджеты ведущих торговых марок на продвижение БАД в России, 2002 г. *

Торговая маркаТВПрессаНаружная реклама (Москва)РадиоВсего
Инолтра2 526,9592,53 119,5
Веромакс1 136,9443,41 580,3
Идеал454,442,0496,5
Золотой конек270,687,1357,7
Цыгапан269,8269,8
Bio Normalizer7,5162,662,5232,6
Total 9222,2222,2
Боди-стиль215,16,4221,5
Гарцилин210,2210,2
Болюсы Хуато138,266,7204,9
Жуйдэмэн198,8198,8
Йодомарин150,434,5185,0
Irwin Naturals0,6173,06,2 179,9
Вука Вука110,859,4170,2
Мемория161,06,2167,2
Флоресина119,337,4156,7
Огненный дракон111,936,1148,0
Парацельс51,862,333,2147,3
Фитосоя127,218,9146,1
Мемобуст131,612,9144,5
Йод-актив0,2144,0144,2
Экстракт ананаса141,2141,2
Vitadyne139,8139,8
Виардо2,9132,8135,7
* в $, с учетом скидок, без учета НДС

Источник: Финансовые известия