24.03.2003

Украденное шоу дядюшки Оскара



Начиная с четверга люди, которые в получку уносят из голливудской кассы по $20 млн, вдруг ощутили некоторый дискомфорт. Они с трудом, но начали понимать, что есть вещи популярнее их самих, любимых. Об обстановке накануне "Оскара" из Лос-Анджелеса – ИГОРЬ Ъ-МАЛЬЦЕВ.

Для начала оскаровский комитет отменил самую главную ярмарку тщеславия года – проход кинозвезд по красному ковру, который копируют все фестивали мира, от каннского до сочинского, таким образом лишив всех зрелища живописного подъезда сотен лимузинов с суперзвездами к кинотеатру "Кодак", в котором проходит "Оскар".
Понятное дело, соображение номер один – безопасность; хотя бульвар Голливуд, где происходит церемония, настолько тесное и закрытое со всех сторон место, что только грубыми просчетами службы безопасности можно было бы обеспечить теракт. Второй довод менее понятен российской кинообщественности: негоже трясти бриллиантами, в то время как "наши бравые парни борются в далекой стране за свободу". Хотя американские кинодеятели больше всех на свете заслуживают своего профессионального праздника, потому что тяжелее всех трудятся и зарабатывают для американской экономики огромное количество денег.
Уже во время подготовки к вторжению американско-английских войск в Ирак начались спекуляции на тему "Я сделаю 'Оскару' плохо: я на него просто не пойду". Черный актер Уилл Смит отказался первым. С нетерпением ждали, что Сюзен Сарандон, известная противница войны, также откажется. Но она заявила, что быть противником войны – еще не означает быть замеченным в антиамериканской деятельности, и согласилась на церемонию прибыть. Правда, все местные пацифисты из числа голливудских миллионеров обещали прийти с голубенькими значками, которые со времен Вудстока носят наименование "Peace Sign" и содержат то ли ракету, то ли бомбу, заключенную в кружок.
Лос-Анджелес – это вам не Сан-Франциско, где население, увлеченное идеями однополой свободы, сотнями тысяч выходит на улицы, чтобы выразиться по поводу неправильной войны Буша. В Лос-Анджелесе все гораздо скромнее, и двухдневные пикеты на бульваре Уилшир закончились арестами всего 15 человек. Те, кто вывешивает из окон машин флажки в знак поддержки иракской кампании, утверждают, что протестующие не против войны. Они говорят: "Это те, кто за Саддама". Так вот, "идущие за Саддама" в Голливуде ведут себя более или менее прилично, несмотря на традиционные левые убеждения (или иллюзии о наличии убеждений) местной богемы. Пока местные газеты утверждают, что таким социально активным гражданам, как Сюзан Сарандон и Робин Уильямс, было бы к лицу приехать на "Оскар", набившись с единомышленниками в единственную экологически чистую "Тойоту" с комбинированным электробензиновым двигателем в знак протеста против американского империализма, а никак не на 15-метровом блестящем "Кадиллаке", который жрет десятки литров ближневосточного бензина. На волне спекуляции вокруг Ирака многие подсуетились, и не всегда это выглядит серьезно. Так, Лайза Миннелли из-за войны в Ираке отменила свою вечеринку на 1200 человек, которую собиралась дать в честь годовщины своей свадьбы. Правда, газеты выдвинули более правдивую подоплеку событий: она стала жертвой своих привычек, от которых никак не может избавиться, то есть опять попала в наркологическую клинику. И общественность, хихикая, спрашивает: "И при чем здесь Саддам Хусейн?"
Оскаровские начальники и продюсеры героически объявили: "'Оскару' быть!". Еще бы ему не быть. Любой перенос церемонии грозит не только чудовищными потерями телеканалам, которые и так теперь сидят без рекламы по причине военных действий. Плюс еще и нарушение графика как минимум 3 тыс. кинозвезд, у которых свое многомиллионное расписание работ. Так что на перенесенный "Оскар" многие могли просто и не прийти вовсе.
Бульвар Голливуд перекрыт уже четыре дня. Здесь идет подготовка к телетрансляции. Кинотеатр "Кодак" – обновленный комплекс в стиле лос-анджелесского модерна, около которого проходит знаменитый тротуар с вкрапленными звездами с именами героев шоу-бизнеса. Сейчас команды техников расставляют огромных пластмассовых "Оскаров" прямо возле входа, а так как эти фигуры используются несколько лет подряд, то несколько художников заняты тем, что кисточками закрашивают щербинки и выбоины на разных частях оскаровских тел.
В самой Академии кинонауки и киноискусства США на Уилшир-бульваре фигуры "Оскаров" посолиднее. Они стоят по углам сцены и осеняют все академические мероприятия. В минувшую субботу таким мероприятием стал симпозиум зарубежных номинантов на американскую кинонаграду. Это ежегодное мероприятие вел один из самых могущественных продюсеров в Голливуде – обаятельный Марк Джонсон ("Багси", "Авалон" и прочие картины). В нынешнем году ему пришлось нелегко. На награду из шорт-листа номинируются пять иностранных картин, и обычно на сцене присутствуют пять режиссеров, но на сцене стояли три сиротливых кресла. Из номинированных режиссеров не приехал финн Аки Каурисмяки ("Человек без прошлого" (Man Without Past)), китаец Чжан Имоу ("Герой" (Hero)), немка Каролина Линк (картина "Nowhere In Africa"). Осталось двое – мексиканец Карлос Каррера, который снял "Преступление влюбленного священника" (El Crimen del Padre Amaro), и голландка Пола ван дер Вест с картиной "Зюс и Зо" (Zus & Zo).
Каурисмяки сказал, что он не приезжает по политическим соображениям. Ведущий семинара Джонсон выдвинул другие причины отказа финна: "Первая: он не может десяти минут прожить без сигареты, стало быть, перелет ему категорически запрещен. Вторая: его американский дистрибутор – Sony Classics – дистрибутирует картину 'Человек без прошлого' по всему миру, кроме самой Америки". Немка не приехала по семейным обстоятельствам. Почему не приехал Чжан Имоу, которого хорошо знают даже в Америке, сказано не было. Пока все списали на перебои в полетах самолетов из Китая.
По окончании семинара из-за кулис вышло небывалое количество охранников, которые встали внушительной стеной между академиками и зарубежными кинематографистами. Такого раньше не наблюдалось. Хотя все остальные страхи, которые друг другу рассказывают любители ездить в Америку – что теперь, дескать, совершенно жесткие условия въезда, снятие обуви на security check, обыски с раздеванием,– остались городскими легендами. Программа по каналу CNN "Как рассказывать детям о войне" с участием нескольких детских психологов перебивает скудные новости из мира оскароносного кино. Это сейчас важнее для здоровья нации.

Источник: Коммерсантъ. Издательский дом.