24.03.2003

Горящие туры в горячие точки



Каждый раз накануне летнего туристического сезона участники российского туристического рынка находят все новые причины для демпинга. В результате "горящие туры" обычно не иссякают на протяжении всего лета. В этом году оснований для снижения цен у российских турфирм даже больше, чем обычно: обстановка вокруг Ирака открывает перед любителями дешевого отдыха фантастические перспективы.

Европейцы ищут безопасный отдых
Российские туроператоры заволновались, стоило американцам более или менее определиться со своими планами в отношении Саддама Хусейна. Выбор российскими туристами пляжей этим летом напрямую зависит от положения дел в Ираке: основные курорты, на которых они загорают, находятся в странах, чье географическое положение так или иначе связано с предполагаемым конфликтом,– в Турции и Египте. Европейцам, которые до сих пор составляли значительную часть отдыхающих в этих странах, они теперь кажутся опасными. Поэтому европейским туроператорам, видимо, придется существенно сократить количество мест, забронированных в гостиницах этих стран.
Для владельцев отелей единственный выход из этой ситуации – привлечь туристов низкими ценами. Опыт предыдущих лет показывает, что, лишившись пугливых европейцев, и турки, и египтяне обычно делают ставку на россиян. До сих пор эти расчеты оправдывались: поток туристов из России мог существенно сократиться, но полностью никогда не иссякал. "В случае войны в Ираке в Турцию поедет две категории людей: умные – те, кто умеет считать, и те, кто не знает географии. Первых у нас, по моим подсчетам, примерно 10% от общего числа туристов, вторых – не менее 30%",– говорит генеральный представитель компании Tez tour в России Александр Синигибский. Предсказать масштаб падения цен в этой ситуации туроператоры пока не берутся.
Однако отказавшись от ближневосточных курортов, европейцы вряд ли решатся лишить себя пляжного отдыха. Как-никак, по данным министерства туризма Турции, в прошлом году страну посетили 3,4 млн немецких туристов и 1 млн англичан. По прогнозам туроператоров, все они останутся у себя дома либо отправятся в соседние европейские страны, что наверняка приведет к существенному росту цен на отдых в Европе. Скорее всего подорожают курорты Испании, Италии, Франции, Греции, Хорватии. Так что о путевках в эти страны стоит подумать заранее.
Еще одна замена турецким пляжам – морские и речные круизы. По мнению экспертов, именно этот вид отдыха больше всего отвечает представлениям среднестатистического туриста о безопасности. В российских компаниях считают, что повышенный спрос на круизы будет отмечен и на российском рынке (см. материал на стр. 26-27).

Немцы наступают
Однако ситуация с Ираком – не единственная возможная причина демпинга на российском туристическом рынке в этом сезоне. В середине февраля гигант мировой туристической индустрии немецкий концерн TUI AG объявил о намерении в марте этого года выйти на российский туррынок. Концерн планирует купить 25% акций одного из ведущих российских туроператоров с правом приобретения контрольного пакета через несколько лет. Названия партнера TUI пока не объявляет.
Начнись немецкая экспансия на российский рынок уже в этом летнем сезоне, отечественным туроператорам придется нелегко. Финансовые возможности концерна (годовой оборот TUI AG составляет около 22,4 млрд евро) вполне позволяют ему завоевать российского потребителя в первый же сезон. Эксперты рынка уверены, что немецкий демпинг способен испугать даже давно привыкшие к ценовым войнам российские турфирмы. TUI способен конкурировать с нашими туркомпаниями по любому из массовых туристических направлений. Предпочтения у европейских пляжников те же, что и у россиян. Входящие же в концерн туроператорские структуры уже давно имеют блоки мест в большинстве отелей на курортах Турции, Испании и других популярных курортных стран.
Наконец, последнее, что может серьезно повлиять на российский туристический рынок этим летом,– это финансовые гарантии туроператорской деятельности в размере 3 млн руб., которые департамент туризма Министерства экономического развития и торговли обещает ввести уже к началу сезона. Туристические власти намерены обязать туркомпании финансово обеспечивать свою деятельность с помощью банковских, страховых гарантий или оформления банковского депозита. Получить гарантии будет обязана каждая турфирма, отправляющая российских туристов за рубеж. В департаменте говорят, что, создавая институт финансовой ответственности туроператоров, заботятся об интересах потребителя: только таким образом можно хотя бы частично обезопасить его от мошенничества со стороны бизнесменов от туризма.
Сами турбизнесмены уверены, что появление финансовых гарантий приведет к переделу туристического рынка, поскольку их получит лишь часть его участников: банк или страховая компания предоставят гарантии не каждой туроператорской фирме. Оформить же банковский депозит, выведя из оборота 3 млн руб., под силу не всякой компании. Выполнить новые требования смогут прежде всего крупные игроки.
Выиграет или проиграет от этого потребитель, пока можно только гадать. Департамент туризма уверяет, что выиграет: с появлением финансовых гарантий небольшие турфирмы с сомнительной репутацией уйдут с рынка и на нем останутся проверенные компании. Однако, по мнению экспертов, очевидно, что в конечном счете за гарантии придется платить туристам. Законным способом избавившись от более мелких конкурентов, выжившие лидеры туристического рынка дружно поднимут цены, и отдыхающим останется только с тоской вспоминать прежние безгарантийные времена, когда путевки продавались за бесценок. И ждать очередной ценовой войны, которая начнется, когда TUI придет покорять российский туристический рынок.

Источник: Коммерсантъ. Издательский дом.