25.03.2003

RFID-технологию тестируют крупные западные супермаркеты…



Появившаяся в ряде супермаркетов в Великобритании, Германии и США техническая новинка - крошечный радиочип, вделанный в упаковку товаров, лежащих на полках, - помогает предотвращать кражи и дает возможность четко отслеживать поставку продукции от конвейера до склада и магазина. Новую технологию тестируют такие супермаркеты, как "Теско" (Великобритания), "Метро" (Германия) и "Уол-Март" (США). "Жиллетт", американская группа по производству потребительских товаров, заказала 500 млн радиочипов для слежения за упаковками своих бритв и лезвий по всей сбытовой цепочке. Реализацию аналогичного пилотного проекта начала компания "Проктер энд Гэмбл".

Своеобразный "ярлык" товара состоит из микрочипа с уникальным серийным номером, который позволяет посылать на несколько метров радиосигналы с данными о товаре, а те, в свою очередь, улавливаются специальными сенсорами. В супермаркетах "Теско", "Метро" и "Уол-Март" подключенные к сенсорам "умные полки" постоянно запрашивают радиочипы в упаковках товаров и регистрируют "молчание", когда товар с них снимают.

По словам представителя "Теско", система может также быть запрограммирована таким образом, чтобы подавать сигнал тревоги, когда забираются сразу несколько товаров. Так, компания "Проктер энд Гэмбл" при помощи сенсорного оборудования сразу же заметит, что, например, ящик шампуня не был довезен до Cуперцентра "Уол-Март". Ее грузовики оборудованы так, чтобы постоянно следить за сигналами от радиочипов, спрятанных в каждом ящике. Если какой-нибудь из них перестанет посылать сигнал "Привет, я все еще здесь", то мониторинговое устройство в "умном грузовике" точно зафиксирует, когда и где это произошло.

Технология, известная как "идентификация с использованием радиочастоты" (RFID - radio-frequency identification), может также многое сделать для увеличения товарооборота. Кстати, это позволит компаниям, к примеру, быстрее отзывать бракованные товары.

У радиочипов есть ряд недостатков, которые пока еще не сделали их панацеей для розничной торговли. Мешать их сигналам могут беспроводные телефоны, "уоки-токи" и другие средства связи, широко используемые на заводах, складах и в магазинах. И хотя сенсоры могут - при идеальных условиях - с расстояния идентифицировать более 100 "помеченных" предметов в секунду, радиоволны существенно задерживаются металлическими конструкциями и жидкостями. Более того, пока остается запретительной цена на "радиожучки". Сенсоры сейчас стоят по $1000 за штуку.

Электронные же "ярлыки" продаются минимум по 30 центов за штуку, тогда как, по мнению многих экспертов, для широкого использования в упаковке товаров их цена не должна превышать 5 центов. Более того, она должна упасть до 1 цента, чтобы использовать такие "электронные ярлыки" на всех товарах в магазине. Правда, это может произойти довольно скоро.

Большинство ритейлеров не торопятся инвестировать в новую технологию, пока не появится возможность повсеместно и единообразно считывать такие "ярлыки", как, например, это сегодня имеет место с электронным считыванием кодировки на товарах (bar codes). А это означает, что каждый магазин, производитель и перевозчик должен согласиться на общие стандарты и использовать "ярлыки" и сенсоры, которые говорят "на общем языке".

Помимо всего прочего, у некоторых групп защиты потребителей озабоченность вызывает потенциальная возможность использования полученной от радиочипов информации для "слежения за потребителем и его привычками". По их мнению, было бы легко сочетать информацию с кредитных карт с информацией от радиочипов для того, чтобы установить, кто, когда и что купил и – скрытно - следить за товаром даже тогда, когда он покинул магазин. Но представители фирм на это отвечают, что могут предусмотреть "дезактивацию" радиочипов в тот момент, когда их сканируют в пункте оплаты покупок.

Источник: UNIPACK.RU