25.03.2003

Обманут по собственному желанию. Россияне лояльны к пиратам



По данным Министерства внутренних дел и Конфедерации обществ прав потребителей (КонфОП), контрафактной продукции в России становится все больше. Как показал опрос московских потребителей, около 75% опрошенных признались, что за последние два года хотя бы раз покупали фальсифицированные товары. В прошлом году с подделками сталкивались уже 93% покупателей, причем четверть потребителей приобретали подделки сознательно. Как выяснилось, крайне негативно потребители относятся только к фальшивым лекарствам, алкоголю и продуктам питания. Лояльное отношение к прочим подделкам объясняется сравнительно низкими ценами на пиратские товары.

Фальшивки в супермаркетах, аптеках, бутиках

Проблема поддельных товаров около 10% россиян не волнует вообще, остальных фальшивки раздражают, но только 58% потребителей относятся к этому явлению крайне отрицательно.

«Что касается тех товаров, которые предназначены для приема внутрь (лекарства, продукты питания, напитки), большинство считает их подделку совершенно недопустимой», -- пояснил ГАЗЕТЕ президент Международной коалиции в защиту прав потребителей (CIPR) Питер Некарсулмер.

Почти половину подделок, как и следовало ожидать, москвичи приобрели на рынках и открытых уличных лотках (48,8%). Именно здесь совершенно осознанно приобретаются пиратские диски и одежда «известных» производителей по сильно заниженным ценам.

В то же время в тех торговых точках, которым потребители абсолютно доверяют, также регулярно попадаются подделки.

В обычных небольших магазинах покупали контрафакт 22,3% опрошенных, в супермаркетах и гипермаркетах - 3,7%, в универсамах и универмагах - 2,8%. Примерно 1,6% покупателей приобрели поддельные товары в фирменных магазинах.

В аптеках и аптечных киосках, подлежащих, кстати, обязательному государственному лицензированию, 30% больных покупали по рецепту и без него фальсифицированные лекарственные препараты. Разумеется, чаще всего подделывались самые распространенные лекарства: но-шпа, аспирин, анальгин и валидол.

Каждый второй московский потребитель (54% опрошенных) хотел бы получать информацию об истинном происхождении лекарств, чтобы быть уверенным в его эффективности и безвредности, при этом каждый пятый готов заплатить за гарантию качества на 30% больше.

Поддельная алкогольная продукция (виски, водка 'Кристалл') встречается и в столичных сетевых супермаркетах ('Пятерочка', 'Копейка', 'Рамстор', 'Седьмой континент', 'Перекресток', 'Петровский') -- на ее долю приходится порядка 3,7% от общего числа крепких напитков. Фальсификаторы не обошли своим вниманием кофе 'Нескафе', 'Боржоми' и сигареты Marlboro, LM, Winston.

В тех же магазинах можно нарваться на поддельные моющие средства 'Ариель' и 'Фейри'.

Китайский Adidas

В группе промышленных товаров подделки, как правило, занимают 'спортивную' нишу. Более половины (53%) опрошенных смогли назвать конкретные товарные знаки промышленных товаров, с подделками которых они сталкивались в магазинах и на рынках. Чаще всего упоминались бренды производителей спортивной одежды Adidas, Nike, Reebok. Причем к контрафактной одежде и обуви покупатели относятся вполне лояльно: 22% думают, что это «вполне допустимо» и компенсируется более низкими ценами.

Пиратская музыка

Примерно 27% потребителей считают обычным делом покупку украденных у правообладателей аудио- и видеозаписей и компьютерных дисков. Более того, 77% участников опроса согласны с тем, что «потребители не станут приобретать лицензионное программное обеспечение, аудио- и видеодиски до тех пор, пока пиратские копии этой продукции будут доступны по низким ценам».

Три четверти опрошенных заявили, что не знали, что приобретают фальсифицированный товар. А 25% респондентов покупали подделки сознательно, оправдывая это своим низким доходом (57,7%) и высокими ценами настоящих производителей (40,8%).

Если бы существовала специальная горячая телефонная линия для потребителей, по которой можно было бы сообщить о приобретенной подделке, то позвонили бы 61,6% граждан.

Без наказания

Однако исследование показало, что потребители по-разному относятся к наказаниям за распространение подделок, которые представляют риск их здоровью, и к тем, которые такого риска не представляют. Больше половины (63%) опрошенных согласны с тем, что за распространение определенных видов контрафактной продукции «наказание должно быть более строгим, а за другие - более мягким или не применяться вообще».

При этом 68% респондентов не согласны с тем, что нужно наказывать потребителей, которые сознательно приобретают подделки. «Налицо двойные стандарты», -- пожаловался ГАЗЕТЕ Питер Некарсулмер из CIPR.

Западные эксперты пришли к неутешительному выводу: фальсификаторы в России обречены на успех, поскольку россияне не готовы отказаться от дешевых подделок.

СПРАВКА

Опрос потребителей был проведен в конце 2002 года компаниями Interactive Research Group (IRG) и The PBN Company по заказу CIPR и ассоциации фармацевтических производителей Америки (PhRMA) при поддержке Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) и Союза потребителей России среди 1200 респондентов в городе Москве.

Источник: Газета