26.03.2003

Барьер для иногородней водки. Пытаются возвести в Нижнем Новгороде



НИЖНИЙ НОВГОРОД - Нижегородское антимонопольное ведомство обвиняет областные власти в нарушении закона о конкуренции. В территориальном управлении МАПа отреагировали на жалобы торговцев на местных чиновников, которые заставляют оптовиков закупать водку на нижегородских ЛВЗ в ущерб продукции производителей из других регионов.
Как сообщили "Ведомостям" в нижегородском теруправлении (НТУ) МАПа, несколько оптовиков пожаловались на то, что на отраслевом совещании 22 января руководство областного министерства агропромышленного комплекса (МинАПК) потребовало от них заключить соглашения о сокращении закупок алкоголя в других регионах в пользу нижегородских производителей. Министр АПК Вадим Ерыженский объяснил это необходимостью поддержки местных ЛВЗ, а также большим количеством привозного поддельного алкоголя. В НТУ МАПа сочли, что подобные соглашения могут ущемить интересы хозяйствующих субъектов из других регионов, привести к ограничению конкуренции и росту цен на местном рынке. Рассмотрение дела состоится через неделю, когда МинАПК представит НТУ копии соглашений вместе со своими объяснениями.

По словам специалиста НТУ МАПа Людмилы Сабуровой, соглашение, которое представили в ее ведомство оптовики, обязывает их до конца года обеспечивать не менее 50% своих продаж продукцией местных ЛВЗ, а также сокращать закупки в других регионах алкогольных напитков крепостью более 25 градусов и розничной ценой меньше 100 руб. за бутылку. Компании должны ежеквартально подавать в МинАПК отчеты об объемах реализации, а в случае невыполнения соглашения областное министерство берет на себя право вносить в областное УМНС представление о приостановке или аннулировании лицензии на торговлю алкоголем или аннулировать аттестат об аккредитации на право поставки алкоголя для розницы.

В МинАПК обвинения в нарушении антимонопольного законодательства отвергают. Вадим Брыженский заявил "Ведомостям", что соглашения носят добровольный характер. "Целью министерства было сократить ввоз поддельной водки, а если стоять на букве закона, местные производители будут сокращать мощности", - говорит чиновник. А начальник отдела МинАПК Алевтина Богдан утверждает, что соглашение является в действительности лишь проектом и работа над ним будет продолжена. "МинАПК не подписывало соглашение ни с одним оптовиком, поэтому оснований для возбуждения дела антимонопольными органами нет", - заявила Богдан, добавив, правда, что часть оптовиков уже согласилась с проектом соглашения, а некоторые предложили изменить отдельные пункты.

Крупнейшие местные оптовики уверяют, что одобрили соглашение, но вместе с протоколом разногласий, который исключает пункты, противоречащие антимонопольному законодательству. В компании "Альянс" сказали, что именно по их предложению 10 крупнейших оптовиков, в том числе "Нижегородлегопторг", "Штофф", "Гармония", "Леопард", "Гепард", "Водолей", ТД "Растяпино", направили протокол в МинАПК. "Мы готовы работать с местными ЛВЗ, но законы рынка нарушать нельзя", - заявили в "Альянсе". В "Нижегородлегопторге" сообщили, что из соглашения предложено исключить пункты об ограничении ввоза продукции дешевле 100 руб. и о приостановке действия лицензии, а обязательство закупать не менее 50% продукции у местных заводов заменено на "стремление" к этому. Представитель "Леопарда" Олег Казаков сказал, что компания подписала соглашение после урегулирования всех имевшихся в нем нарушений законодательства.

Как сообщили "Ведомостям" в пресс-службе Министерства по антимонопольной политике РФ, и центральный аппарат, и территориальные управления министерства получают наибольшее количество жалоб именно на действия органов власти, так или иначе ограничивающих конкуренцию. В 2002 г. в общем объеме обращений в МАП таких жалоб было 37%. "Это нападка на Конституцию, в которой запрещено препятствовать перемещению товаров из одного региона в другой", - прокомментировала сложившуюся в Нижнем Новгороде ситуацию пресс-секретарь МАП РФ Лариса Булгакова. В петербургском теруправлении МАПа, известном своим пристальным вниманием к алкогольной торговле, решение нижегородских коллег поддержали. "Рынок сам должен определять, что ему пить и есть - местное или иногороднее", - сказал заместитель руководителя теруправления Юрий Матицин. В Петербурге городские власти несколько лет назад пытались ввести ограничение на продажу иногороднего алкоголя, введя для ввозимой продукции специальные региональные акцизные марки. "Мы [это] запретили, и данное распоряжение губернатора не было подписано", - сказал Матицин.

МАП ПРОТИВ PRODUCT PLACEMENT: МАП РФ оштрафовал ОАО "Первый канал" за рекламу товарного знака Nemiroff в новогоднем мюзикле "Золушка". МАП определил, что показанные сюжеты мюзикла "однозначно являются рекламой "Горилки Nemiroff с перцем". Закон о рекламе запрещает распространение рекламы алкоголя на телевидении. "Первый канал" должен заплатить штраф в 400 минимальных размеров оплаты труда. Тем самым министерство предприняло одну из первых попыток отслеживания так называемого product placement, когда неявная реклама продукта присутствует в художественном фильме.

Источник: Ведомости