26.03.2003

Юрий Лужков отказался от стройиндустрии



Мэр Москвы умудрился в течение одного заседания правительства дважды удивить своих подчинённых, нарушив собственные правила, к которым все давно привыкли.

По мнению мэра, строительно-производственный сектор городской экономики не нуждается в руководстве со стороны правительства Москвы. Заявление градоначальника оказалось неожиданным для чиновников, только что рассуждавших о своей роли в этом процессе.

Тем не менее 40-страничный документ, расписывающий, что и как будут делать предприятия комплекса строительной промышленности для собственного развития, с издевательскими комментариями мэра был принят.

Как полагает Юрий Лужков, от принятия этого постановления «хуже не будет», но правительство столицы к выполнению заложенных в нём параметров особого отношения не имеет. Поэтому от того, согласится оно с предложениями или нет, ничего не изменится. К удовольствию разработчиков, правительство постановление приняло.

Но не всё так просто. Помимо общих слов, требующих «усилить, углубить и поддержать», в постановлении прописано вполне чёткое распределение немалых бюджетных средств. На реконструкцию производств и модернизацию оборудования предприятий промышленности строительных материалов предполагается выделить из городского бюджета почти 1,4 млрд руб. за три года. Причём средства распределены по конкретным предприятиям с точной росписью, кому сколько.
Мэр сам заметил по ходу заседания, что такое распределение противоречит принципу конкурсности и, при желании, не вошедшее в этот список предприятие может пожаловаться в МАП на нарушение антимонопольных законов. Тем не менее распределение осталось.

В свете последовательного наступления мэра и вице-мэра Валерия Шанцева на позиции главы строительного комплекса столицы Владимира Ресина, столь «доброе» решение выглядит довольно странно. Лужков фактически самоустранился от деятельности целой отрасли московской промышленности, которую совсем недавно жестоко критиковал именно с позиций города. Мэр явным образом дал понять, что в данном случае не собирается вмешиваться в область интересов Владимира Ресина.

Прямо противоположное отношение Юрий Лужков показал к проблемам малого бизнеса. Рассматривая программу его поддержки, мэр потребовал от руководителя соответствующего департамента Евгения Егорова большей агрессивности в отстаивании интересов предпринимателей. Более того, он заметил, что в этом деле можно не всегда соблюдать законность – главное, чтобы проблемы решались.

В качестве примера Юрий Лужков, как ни странно, привёл случай с совсем не «малой» фабрикой им. П. Алексеева, где для защиты от увольнения 900 сотрудников городская власть готова действовать, не соблюдая «формальные законы».

Рассказывая о проблемах своих подопечных, Евгений Егоров в первую очередь обратил внимание на надоевшее всем несовершенство законодательной базы. После принятия бюджетного кодекса к привычным проблемам предпринимателей добавились новые. Те, кто мог рассчитывать на поддержку из городского бюджета в виде возвратных кредитов, теперь могут получать только субсидии и субвенции. Проблема в том, что из кредитов 90% возвращались в бюджет и шли на поддержку других предпринимателей, а при новой системе все выданные деньги по определению не возвращаются. Получается, что количество малых предприятий, которые могли бы получить бюджетные деньги, сокращается на порядок.

Деятельность департамента развития и поддержки малого предпринимательства явно вызывает симпатию у мэра, поэтому даже замеченные им серьёзные недостатки программы не вызвали традиционной персональной критики чиновников. Зато попытавшиеся усомниться в качестве работы департамента заместитель мэра Юрий Росляк и заместитель председателя городской думы Михаил Вышегородцев получили серьёзный отпор.

По мнению двух замов, важной частью программы поддержки малого предпринимательства, как и других программ, должна быть её бюджетная эффективность. Чётко понимая, что городской бюджет потеряет от того или иного вида поддержки, члены правительства и депутаты должны не менее чётко понимать, какие дополнительные доходы появятся в городской казне в результате выполнения программы.

На это Юрий Лужков ответил, что, даже если бы малый бизнес вообще не платил налогов, то только того, что половина населения Москвы так или иначе связана с ним, вполне достаточно. Непосредственно на предприятиях малого бизнеса работают около 2 млн человек, ещё 3,5 млн, по подсчётам мэра, – члены их семей. Поэтому выяснение, сколько налогов платят эти предприятия, – «не первостепенная задача».

Юрий Росляк отказался прокомментировать это удивительное заявление мэра, хотя незадолго до этого говорил, что подсчитать долю малых предприятий в бюджете не сложно – автоматизированные системы, работающие в налоговых инспекциях, позволяют это сделать.

- Источник: Газета.RU